Page 65 - Очерки истории культуры Урала
P. 65
К подобному же выводу – о региональном своеобразии – на
своем материале приходят исследователи истории уральской архи-
тектуры (Н. Алферов, А. Каптиков, А. Раскин, Н. Стариков,
Л. Токмеинова, А. Берсенева и др.). Одновременно появляются ра-
боты об особенностях развития театральной и музыкальной куль-
туры на Урале XVIII–XX вв. (С. Беляев, В. Загайнова, А. Костери-
на, Т. Калужникова и др.), о развивавшейся в течение нескольких
столетий местной системе художественного образования (С. Ярков,
А. Максяшин).
Параллельно с этим создаются первые обобщающие работы по
истории художественной культуры горнозаводского Урала
(И. Мурзина), отдельно – по истории художественной культуры
Южного Урала (Г. Трифонова, Г. Казакова). Выходят работы по
этнокультурной истории Урала (Г. Чагин, Н. Миненко), истории
раскола и культуре старообрядчества (Р. Пихоя, В. Байдин, А. Мо-
син). В 1998 г. был издан объемный обобщающий труд – «Ураль-
ская историческая энциклопедия», содержащая много материалов
по истории культуры и искусства края.
Сквозь проблематику регионалистики по-новому были постав-
лены многие вопросы уральской истории в трудах Института ис-
тории и археологии Уральского отделения РАН. Впервые в стране
здесь была разработана программа «Исторический опыт регио-
нального развития Урала и сопредельных территорий». Тенденци-
ей в исследованиях уральских историков становится все большее
признание того факта, что горнозаводский Урал представлял собой
особое социальное и культурное пространство.
Можно сказать, что в 1990-е гг. общей чертой различных спе-
циализированных исследований, касающихся истории культуры
горнозаводского Урала, все больше становится осознание ее спе-
цифичности как явления внутри российской культуры. Это за-
ставляет поставить вопрос о том, имеем ли мы дело с модифика-
цией того же самого явления (русской культуры на Урале) или
характер «специфичности» (горнозаводской культуры) таков, что
мы в действительности рассматриваем относительно самостоя-
тельный феномен.
Некоторые историки пытаются разрешить данную проблему,
выделив в качестве объекта изучения социально-культурную сре-
ду, сложившуюся в рамках горноокружной организации уральской
промышленности (Н. Алеврас, С. Голикова). Жизнедеятельность
горнозаводского населения рассматривается как совокупность
культурно-бытовых форм (включая характер коммуникации в за-
64