Page 61 - Очерки истории культуры Урала
P. 61

Стержнем единства, определявшим эту целостность, выступал
особый тип фольклорно-религиозного миропонимания, сложив-
шийся на горнозаводском Урале. Таким образом, исследователи
получали ключ к проникновению во внутренний мир уральских
мастеров, шанс соприкоснуться с теми смыслами, которыми они
сами наделяли свои творения. Соответственно, уральская культура
в целом могла начать раскрываться перед учеными как бы изнут-
ри, в своем потаенном духовном измерении. Обратил внимание
Богословский и на отличительные типологические черты «ураль-
ского мира», создав предпосылки, позволяющие найти ему место в
истории культуры. Создание прочной основы, позволяющей срав-
нивать горнозаводский Урал с родственными явлениями в миро-
вой культуре, давала возможность по-настоящему оценить его ми-
ровое значение и уникальность.

    Если бы программа Богословского успела стать достоянием
широкой общественности, направляющим началом коллективных
усилий уральских краеведов, то без сомнения на качественно но-
вый уровень поднялось бы все ураловедение, перед которым воз-
никали новые горизонты, открывающие целостную картину исто-
рического развития края и его культуры…

    В 1930–1950-е гг. история Урала как часть истории России по-
литизируется, рассматривается исключительно с классовых пози-
ций, так, словно ее основные этапы – это этапы развития револю-
ционного движения. Историки едва ли не в большей степени, чем
до 1917 г., сосредоточились на изучении горнометаллургической
промышленности края, а также истории формирования рабочего
класса и его социального протеста.

    Сложившаяся ситуация не допускала возможности рассматри-
вать Урал как сколько-нибудь значительное в культурном отноше-
нии явление. В этот период под давлением идеологических уста-
новок широко тиражируется представление об отсталости и дре-
мучем провинциализме дореволюционной уральской культуры. С
этих позиций изучаются состояние духовной жизни края, отдель-
ные художественные явления.

    То, что невозможно было в науке, сказалось в сфере художест-
венного творчества. В 1936–1939 гг. появляются сказы «Малахи-
товой шкатулки» П. Бажова, непосредственным поводом к созда-
нию которых стало участие писателя в подготовке сборника «До-
октябрьский фольклор Урала». Бажова возмутила позиция соста-
вителей сборника, по мнению которых рабочего фольклора на
Урале не существовало. Обращаясь к горнозаводскому фольклору,

                                                 60
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66