Page 64 - Очерки истории культуры Урала
P. 64

При значительном количестве материала по истории уральской
культуры, введенном к этому времени в научный оборот, возника-
ло ощущение, что история уже написана, хотя существует в виде
совокупности разрозненных текстов. С другой стороны, попытки
реально осуществить синтез имеющихся фактов о духовной жизни
горнозаводского Урала, его фольклору, истории художественных
промыслов, чтобы представить уральскую культуру в целом, на-
тыкались на прежние идеологические стереотипы, отсутствие не-
обходимой методологической базы.

    Это проявилось, например, в первом томе академической исто-
рии Урала («История Урала с древнейших времен до 1861 г.»,
1989). «Духовное производство», в соответствии с принятой кон-
цепцией материалистического понимания истории, представлено в
данном труде как область, лишь отражающая этапы и характер
экономического развития промышленного Урала. Отдельные наи-
более яркие художественные явления, в частности уральские ху-
дожественные промыслы, характеризуются как проявления мест-
ного «своеобразия». Культура Урала не рассматривается как явле-
ние, обладающее внутренними закономерностями развития, а
представлена как одна из составляющих провинциальной жизни
России.

    С конца 1980-х гг. происходит деидеологизация общественных
наук, обновляется их методологической база, получают развитие
новые научные направления (культурология, регионалистика). На
фоне бурных процессов в политической жизни страны 1990-х гг.,
одной из движущих сил которой стала борьба российских регио-
нов, в том числе Урала, за утверждение подлинно федеративных
отношений в стране, вновь поднялся огромный интерес к регио-
нальной проблематике, местной истории, уральской культуре.
Возникла потребность не только в переоценки отдельных истори-
ческих фактов, но в пересмотре концептуальных основ понимания
уральской истории и культуры.

    В рамках широкого краеведческого движения заново создают-
ся истории уральских городов, выходят книги в серии «Урал. ХХ
век». Событием в искусствознании стало издание альбомов «Не-
вьянская икона», «Уральская икона», «Сибирская икона», пред-
ставляющих историю сложившихся на Урале иконописных тради-
ций как самостоятельное и в значительной степени оригинальное
явление, продолжавшее развиваться в то время, когда в Централь-
ной России оно уже угасает.

                                                 63
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69