Page 39 - Очерки истории культуры Урала
P. 39

сти, но и существованием в крае особого уклада горнозаводской
жизни.

    Все это было воплощено в исторически сложившемся уникаль-
ном облике горнозаводского Урала. Поэтому в первую очередь
следовало бы говорить о значении социокультурной составляю-
щей «уральского кризиса», о происходящей смене культурно-
исторических и культурно-хозяйственных типов. Необходимо бы-
ло думать о путях и возможностях целостного преобразования
всей уральской жизни, а не отдельных ее фрагментов.

    Именно понимание Урала как особого мира, особой реально-
сти, обладающей собственной логикой и историческим опытом
развития, становилось условием, от которого во многом зависело
определение направления и характера преобразований, поиск
форм, в том числе, хозяйственно-экономической деятельности и
социальной организации. Но такое понимание не приходит само,
оно является результатом сложного процесса самопознания. Од-
нако горнозаводский Урал находился еще только в начале этого
пути.

    В ситуации формирования более тесных связей с Центральной
Россией, когда стал возникать вопрос об интеграции края в обще-
ственную жизнь страны, единое духовное и общекультурное про-
странство, задачу создания масштабного образа Урала, выражаю-
щего его подлинный дух, особенности историческом пути могло
только профессиональное искусство.

    Еще немногочисленные профессиональные уральские писатели
и художники к началу ХХ в. много сделали, чтобы историческое
значение промышленного Урала получило достойное признание в
стране. Они в значительной степени успели зафиксировать, опи-
сать горнозаводский Урал как особую реальность, обладающую
неповторимым обликом. Но время не позволило процессу самопо-
знания края стать до конца очевидным, насущным, позволяющим
увидеть в нем некую отправную точку для будущего.

    С другой стороны, в науке еще не существовало адекватных
социологических теорий общественной модернизации. Только
опыт всего ХХ в. показал, что ломка традиционных структур об-
щественной жизни, отрицание исторически сложившихся социо-
культурных норм и регуляторов, грубое насилие над традицион-
ным сознанием, попытка волевым усилием вырвать человека из
его культурной ситуации являются неэффективным путем модер-
низации. Напротив, залогом успешных общественных преобразо-
ваний становились постепенная адаптация и приспособление тра-

                                                 38
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44