Page 258 - Очерки истории культуры Урала
P. 258

Появились уральские отделения Императорского русского му-
зыкального общества (ИРМО) в Перми (1908) и в Екатеринбурге
(1912). В Екатеринбурге на базе музыкальных классов ИРМО было
создано первое на Урале музыкальное училище (1916).

    Тенденция к демократизации музыкальной жизни уральских
городов проявилась в развитии народно-певческих хоров. Особое
значение имела организационная и концертная деятельность
А. Городцова.

    Современники и исследователи более позднего времени схо-
дятся на том, что к началу ХХ в. Пермь и Екатеринбург были
крупными театральными центрами. Годы деятельности Городских
театральных дирекций в Перми (1895–1900) и Екатеринбурге
(1912–1914) считают особенно активными и плодотворными.

    Театры Перми и Екатеринбурга того времени были центрами
общественной жизни городов. Как вспоминал оперный режиссер
Н.Н. Боголюбов, «новая постановка, выступление любимой певи-
цы или певца, чей-нибудь бенефис – все являлось злобой дня».

    В различные сезоны на сценах уральских театров выступали
знаменитые артисты: А. Нежданова, Л. Собинов, Н. Шевелев,
И. Тартаков. Как отмечалось, «участие в рядовых спектаклях таких
замечательных певцов вносило в будни провинциального театра
неповторимую праздничность. Слушатели уже не обращали вни-
мания и на «дежурные» декорации, и на слабое звучание малочис-
ленных оркестра и хора; да и «свои», хорошо знакомые артисты
рядом со знаменитыми гастролерами вдруг преображались, пели и
играли ярче, интереснее»118.

    Однако, говоря о репертуаре театров, необходимо отметить,
что он был крайне неровным. Так, на афишах Пермского город-
ского театра рядом с «Евгением Онегиным» или «Борисом Году-
новым» появлялись так называемые оперы-мозаики, вроде «Жен-
щины с кинжалом», составленные из популярных классических
музыкальных номеров – арий, дуэтов, ансамблей в соединении с
довольно примитивным текстом. Наибольшей известностью среди
подобных «произведений» пользовалась «Ночь любви»
М. Валентинова. Сохранилась одна из тогдашних программок, ук-
рашенная затейливой виньеткой из цветочков, извещавшая, что 15

118 Келлер И. И., Кокурина Ю. Ф., Надеждин Ю. Ф. Пермский ордена Трудово-
го Красного знамени государственный академический театр оперы и балета
им. П. И. Чайковского. – Пермь, 1971.– С.19–20.

                                                257
   253   254   255   256   257   258   259   260   261   262   263