Page 254 - Очерки истории культуры Урала
P. 254
торической последовательности очертить преемственное развитие
типов уральских заводчиков. В первом романе выступил основа-
тель и родоначальник всей фамилии Тит Привалов, один из тех
удивительных типов «первых заводчиков», коих создал XVIII век
на Урале: ум, железная воля, самодурство, жестокость, дикое ве-
ликодушие – одним словом, добро и зло в этих людях перемеша-
лось самым удивительным образом. Этот первый роман должен
был закончиться пугачевщиной, которая захватила уральские за-
воды. Во втором романе, действие которого относится к сороко-
вым годам настоящего [девятнадцатого – И.М., А.М.] столетия, фи-
гурируют выродившиеся наследники; это время беспримерной по
своей чудовищности роскоши, мотовства и всяческого безобразия,
не сдерживаемых ничем. В этих рамках должен был выступить
разгар крепостного режима, как он вылился специально на Урале.
В третьем романе, который напечатан – «Приваловские миллио-
ны», – выведен последний из Приваловых, человек, который несет
в своей крови тяжелое наследство и который под влиянием обра-
зования постоянно борется с унаследованными пороками. В об-
щем, он повторяет «раздвоенных» русских людей, у которых хо-
рошие намерения и заветные мечты постоянно идут вразрез с
практикой. Таким образом, эта приваловская эпопея должна была
захватить собой полный цикл развития приваловского типа»116.
Роман «Приваловские миллионы» предлагает читателям пано-
раму персонажей, для которых жажда наживы, стремление к обо-
гащению преобладают над всеми остальными чувствами. Золото,
которое разъедает человеческую душу как ржавчина металл, – од-
на из главных тем романа, но далеко не единственная.
В романе подробно представлена и другая тема – пути России
и Урала как ее части. Каким должен быть этот путь? Капиталисти-
ческим, компромиссным вариантом развития которого будут
улучшение жизни рабочих в результате новых форм организации
производства, – путь, предлагаемый Константином Бахаревым?
Или мечты о грядущих переменах, выражающиеся то «в заботе об
общем человеческом благе», то «религиозной сектантской систе-
ме» – путь Максима Лоскутова? Может быть, это путь Сергея
Привалова, чувствующего историческую вину своих предков и
желающих ее искупить, вернув башкирам их земли и отдав исто-
рический долг рабочим? А может это путь Надежды, понявшей
116 Мамин-Сибиряк Д. Н. Автобиографические записки // Собр. соч. в 10-ти тт.
Т. 10 – М., 1958. – С. 197–198.
253