Page 256 - Очерки истории культуры Урала
P. 256

время существовал любительский театр (к нему относят и крепо-
стной), а в 40-е гг. XIX в. появляется профессиональная труппа.
Собственные крепостные театры, а зачастую и оркестры со своими
музыкантами, были у Демидовых, Строгановых, Всеволожских.

    Любительские театры и музыкальные кружки на Урале появ-
лялись на протяжении XVIII–XIX вв. и охватывали почти все слои
населения: от крестьян и рабочих до учителей и заводовладельцев.

    Любительские театры на Урале очень разнообразны «по вре-
мени существования, географическому признаку, художественной
ориентации, социальному составу, эстетической и воспитательной
значимости». Их обычно условно делят на несколько групп: то-
больские (Тобольск был центром театральной культуры Урала и
Сибири в XVIII в.); театры Прикамья (особое значение приобре-
тают в ХIX в.); екатеринбургский театр (Екатеринбург называют
театральной столицей горнозаводского Урала в XIX в.); а также
любительские театры городов и поселков, заводов и деревень вто-
рой половины XIX–начала ХХ в.

    Становление профессионального театра на Урале происходит
уже в ХХ в., но даже беглое знакомство с историей театральной
жизни края свидетельствует, что произошло это не на пустом
месте.

    То же можно сказать и о становлении музыкальной культуры
края. Во второй половине XIX – начале ХХ в. на Урале насчиты-
валось свыше ста действующих любительских театров и музы-
кальных кружков. Наиболее активно и плодотворно работали му-
зыкальные кружки в Перми и Екатеринбурге.

    На их концертах звучала главным образом камерная вокаль-
ная и инструментальная музыка, хоровые произведения. Там, где
имелись оркестры, исполнялись симфонические произведения,
ставились сцены из опер. Так, в Екатеринбурге увидели свет опе-
ры Р. Вагнера, Д. Верди, Ш. Гуно, Н. Римского-Корсакова,
П. Чайковского и др.

    Начало профессионального театра на Урале связывают с труп-
пой антрепренера П. Соколова, приехавшей в Екатеринбург в
1843 г. С появлением постоянной театральной труппы
П. Соколова в 40-х гг. XIX в. и впоследствии профессионального
театра в жизнь уральцев активно вошли музыкальные спектакли
(водевили, оперетты, оперы).

    Рождение постоянного оперного театра в Перми связывают с
постановкой в 1872 г. оперы М. Глинки «Жизнь за царя» (поста-

                                                255
   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260   261