Page 88 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 88

Заключение

       Развитие школьных музеев в условиях модернизации образования пред-
полагает изменение отношения к нему и новые форматы работы с обучающи-
мися в образовательной организации. В нашей работе мы обращали внимание
на возможности, которые открываются сегодня у школьного музея, но почти не
упомянули такой важный фактор как работа с посетителями.

       Конечно, главные посетители школьного музея – это учащиеся и педаго-
ги. Они же выступают в качестве его создателей и организаторов деятельности.
Однако не стоит забывать, что сегодня решаются задачи вхождения в образова-
тельную среду людей с различными возможностями. Согласно Федеральному
закону «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных органи-
зациях должны быть обеспечены возможности для обучения детям с ограни-
ченными возможностями здоровья. То же касается и школьного музея, посеще-
ние которого может стать одним из факторов адаптации таких детей к школе.
Не беремся утверждать наверняка, но опыт работы показывает, что создание
условий для посещения музея детям с ограниченными возможностями здоро-
вья, разработка специальных программ (в том числе арт-терапевтической на-
правленности) благотворно сказывается на их развитии.

       Очень важным условием развития школьного музея становится включе-
ние в его «орбиту» родителей обучающихся. Сегодня актуальной темой стано-
вится создание детско-возрослых сообществ, реализующих разнообразные про-
екты. Пространство музея позволяет реализовывать такие задачи, объединяя
усилия семей. Формы работы с родителями могут быть самыми разными: уча-
стие в сборе экспонатов и создание сообщества дарителей, организация музей-
ных посиделок, проведение мастер-классов, создание поисковых отрядов. Од-
ним из перспективных направлений может стать создание семейного музея как
составной части большой экспозиции, из которой может родиться новый вирту-
альный проект. Каждая из названных практик может стать основой для прове-
дения совместного досуга, который обретет качества наполненности и содержа-
тельности.

       Школьный музей может выступать пространством, в котором происходит
профессиональное самоопределение подростков. Речь идет не столько об овла-
дении профессиями в музейной сфере. При создании музейных экспозиций
стоит уделять внимание тем профессиональным сферам, которые значимы для
территории, в которой находится школа, включая тем самым в культурно-
образовательную среду социальное окружение. Организация видеотеки воспо-
минаний старожилов о том, как раньше работали люди, может стать первым
шагом фондовой работы, за которым последует создание экспозиций, посвя-
щенных профессиям родителей (например, создание проекта «Семейное про-
фессиональное древо»), а затем – и знаковым для микросоциума района или го-
рода. А проведение на базе музея различных профориентационных мероприя-
тий (тематических вечеров, встреч с интересными людьми, организации про-
фессионального консультирования) будет способствовать социальной адапта-

                                                           88
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93