Page 256 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 256
институт воспитания, включение духовно-нравственной составляющей в
другие сферы содержания образования, в частности, средств массовой ин-
формации.19
Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе
освоения общегражданских ценностей. Теоретической основой граждан-
ско-патриотического воспитания на современном этапе является систем-
но-деятельностный подход. К патриотическому воспитанию относятся:
формирование гражданственности обучающихся; массовая патриотиче-
ская работа, организуемая и осуществляемая государственными струк-
турами, общественными движениями и организациями; деятельность
средств массовой информации, научных и других организаций, творче-
ских союзов, направленная на освещение проблем патриотического вос-
питания, на формирование и развитие личности гражданина и защит-
ника Отечества. Важнейшим качеством гражданина-патриота названа
способность успешно выполнять свой гражданские обязанности в мир-
ное и военное время.
Вместе с тем патриотическое воспитание детей и молодежи не может
быть делом только государства, государственной системы воспитания.
Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания
поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощути-
мые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских
структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повы-
шением ее социальной мобильности и востребованности.20
Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства
является коллективистское самоопределение личности – солидарность
личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями,
идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип само-
определения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям
и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям
других индивидов или социальных групп. Особое место в этом процес-
се занимает культурно-исторический (понимание и знание российских
традиций и ценностей, роли России в истории и мире), а также военно-
патриотический (многоплановая, систематическая, целенаправленная и
скоординированная деятельность государственных органов, обществен-
ных объединений и организаций по формированию у молодежи высоко-
го патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему
19 Вежевич Т. Е. Там же.
20 См.: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Россий-
ской Федерации на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 №
795) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/199483/ (дата обраще-
ния: 16.09.2016).
254