Page 255 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 255

нравственного развития и ограниченностью круга последних в значитель-
но изменившихся социальных условиях.18

    Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость
проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков оче-
видны. Данной проблеме все больше и больше уделяется внимание в среде
ученых и практиков. В исследованиях 1990-х гг. и современных трудах по
этой проблеме особое внимание обращается на тенденции, которые обна-
ружились в результате трансформации социокультурных характеристик
российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нрав-
ственное воспитание подростков: аддиктивное (зависимое) поведение,
выражающееся в пристрастии к злоупотреблению алкоголем, наркоти-
ками, к излишней привязанности к видеоиграм или игровым автоматам,
склонности к сексуальной распущенности; вовлечение в молодежные суб-
культуры, подавляющее большинство из которых несет в себе деструктив-
ный для личности подростка и молодого человека потенциал. К причинам,
способствующим формированию аддиктивного поведения, можно отне-
сти: условия подавления некогда традиционной культуры, извращение
духовных ориентиров личности, потерю семейных ценностей, программи-
рование нездорового образа жизни и психологических стереотипов асо-
циального образа жизни и поведения (ранние курение, алкоголь и секс,
агрессивность и жестокость, нежелание работать, уход к криминал и др.
Огромное значение имеет также малая степень занятости детей, «брошен-
ность» их на произвол судьбы, отсутствие мощного положительного вли-
яния на формирование полноценной личности гражданина со стороны
государства, и общества.

    Как пишет Т.Е. Вежевич, для оптимальной реализации духовно-нрав-
ственного воспитания в условиях современной российской действитель-
ности необходимо создать определенную систему работы, предусматрива-
ющую присутствие таких основных компонентов, как: наличие отдельного
учебного предмета нравственной направленности, «вкрапление» нрав-
ственной составляющей во все другие учебные предметы школы, перво-
очередное решение задач духовно-нравственного просвещения, взаимо-
действие по проблемам духовно-нравственного воспитания с системой
дополнительного образования и, прежде всего, с социальными института-
ми, взаимодействие личности и церкви в данной работе с семьей, оказание
ей педагогической помощи и поддержки, но и опора на семью как главный

18 Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультур-
ной среде вуза (системно-деятельностный подход): дис... док пед. наук. Тамбов 2011
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dissers.ru/2pedagogika/74-00-52-gladkih-
valentina-vladimirovna-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-polikulturnoy-
srede-vuza-sistemno-deyatelnostniy-podhod.php (дата обращения: 17.08.2016).

                                           253
   250   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260