Page 172 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2
P. 172
Блок «Тропинками школьного парка» (экология растений)
Занятие 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
(занятие проводится в любое время года)
Задачи:
– изучить экологическое состояние атмосферного воздуха го-
рода, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную;
– определить качество окружающей среды.
Обеспечение: рабочая тетрадь, образцы хвои сосны обыкно-
венной, взятых в различных районах населённого пункта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово: Мы продолжаем нашу работу по изу-
чению влияния деятельности человека на растения. Сегодня мы,
используя метод визуальной и количественной оценки, определим
состояние хвои сосны обыкновенной.
Шкала оценки повреждения хвои:
1. Хвоинки не имеют пятен.
2. Хвоинки имеют немногочисленные пятна.
3. На хвоинках большое количество жёлтых и чёрных пятен, в
том числе во всю ширину хвоинки.
Шкала оценки усыхания хвои:
1. Сухие участки отсутствуют.
2. Кончики усохли на 2–5 мм (светлый шипик на конце хвоинки
не учитывается).
3. Усохла треть хвоинки.
4. Усохло более половины хвоинки или вся она жесткая.
Если сосновые иголки без пятен, воздух считают идеально чи-
стым; если хвоинки с редкими мелкими пятнами, воздух чистый.
Если имеются хвоинки с частыми мелкими пятнами, можно го-
ворить о загрязнённом воздухе, а при наличии чёрных и жёлтых
пятен – об опасно грязном воздухе. Когда максимальный возраст
хвои не превышает одного года и хвоинки все в многочисленных
пятнах, можно говорить уже об очень грязном, вредном для здо-
ровья воздухе.
Задание: изучите хвою сосны обыкновенной, сделайте выводы
о состоянии атмосферного воздуха в этих районах.
171