Page 171 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2
P. 171

Раздел 3. Роль экологической культуры в гражданско-патриотическом оспитании детей

делим на сумму этих же промеров: Ai=|Li-Ri|/(Li+Ri), где i – номер
признака;

   • Вычисляем показатель асимметрии для каждого листа, для
этого просчитываем среднее арифметическое относительных ве-
личин асимметрии: Sm=(A1+A2+A3+A4+A5)/5;

   • Вычисляем среднее арифметическое всех величин асимме-
трии для каждого листа: A=(S1+S2+...+S10)/10; полученное значе-
ние (А) является величиной асимметрии в выборке.

   Для оценки степени нарушения стабильности развития удоб-
но использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы –
условная норма, растение находится в благоприятных условиях
произрастания, например, в природном заповеднике. Второй балл
шкалы означает, что растение испытывает слабое влияние небла-
гоприятных факторов. Третий и четвертый баллы обычно наблю-
даются у растений, произрастающих в загрязненных районах. Пя-
тый балл – критическое значение, растение находится в сильно
угнетенном состоянии.

                                                                     Таблица 1
Шкала оценки отклонений состояния организма от условной

    нормы по величине асимметрии для березы повислой
                      (по методу В.М. Захарова)

Балл состояния              Величина асимметрии
        I                            <0,040
        II
       III                        0,040-0,044
       IV                         0,045-0,049
        V                         0,050-0,054

                                     >0,054

                                                              Таблица 2
Интегральные показатели стабильности развития

Место сбора     Показатель     Балл
  образцов      асимметрии  состояния

   Подведение итогов
   Ребята делают выводы о степени изменения листьев берёзы,
обозначают причины этих изменений.

                                        170
   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176