Page 171 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2
P. 171
Раздел 3. Роль экологической культуры в гражданско-патриотическом оспитании детей
делим на сумму этих же промеров: Ai=|Li-Ri|/(Li+Ri), где i – номер
признака;
• Вычисляем показатель асимметрии для каждого листа, для
этого просчитываем среднее арифметическое относительных ве-
личин асимметрии: Sm=(A1+A2+A3+A4+A5)/5;
• Вычисляем среднее арифметическое всех величин асимме-
трии для каждого листа: A=(S1+S2+...+S10)/10; полученное значе-
ние (А) является величиной асимметрии в выборке.
Для оценки степени нарушения стабильности развития удоб-
но использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы –
условная норма, растение находится в благоприятных условиях
произрастания, например, в природном заповеднике. Второй балл
шкалы означает, что растение испытывает слабое влияние небла-
гоприятных факторов. Третий и четвертый баллы обычно наблю-
даются у растений, произрастающих в загрязненных районах. Пя-
тый балл – критическое значение, растение находится в сильно
угнетенном состоянии.
Таблица 1
Шкала оценки отклонений состояния организма от условной
нормы по величине асимметрии для березы повислой
(по методу В.М. Захарова)
Балл состояния Величина асимметрии
I <0,040
II
III 0,040-0,044
IV 0,045-0,049
V 0,050-0,054
>0,054
Таблица 2
Интегральные показатели стабильности развития
Место сбора Показатель Балл
образцов асимметрии состояния
Подведение итогов
Ребята делают выводы о степени изменения листьев берёзы,
обозначают причины этих изменений.
170