Page 99 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 99

труднений переносил тяжести воинской службы, а после оконча-
ния военных действий легко менял саблю на плуг.

   Воспитание казака – это воспитание ответственности за свой
дом, свою семью, свое дело. Официально детство заканчивалось
в семь лет, с первой исповедью. Возвратившись домой после ис-
поведи, вся семья садилась за праздничный стол. За обедом ка-
зачонок в последний раз ел детские сласти, а потом собирал свои
вещи и переходил из детской комнаты, которая находилась на
женской половине дома, в комнату братьев. Там старшие братья
придирчиво осматривали его одежду и, если они считали что-то
излишне теплым или мягким, могли и выбросить: «Все! Учись
служить! Чай, теперь ты не дитё, а полказака!»

   Когда старшие уезжали из дома, казачонок оставался за хозя-
ина. Отец наказывал: «Смотри, дом на тебе. Доглядай хозяйство,
бабушку, мать береги! Сестрам баловать не давай! Гони их по ра-
ботам, а боле – сам не ленись! За недогляд с тебя спрос!» И если
сначала назначение хозяина можно было бы принять за игру, в
которой участвовали все домашние, то к десяти годам мальчик
действительно ощущал себя главой семьи, на попечении которо-
го мать, бабушка и сестры. Тут уж не до детских игр!

   Если в бою погибал отец, его сын, даже не достигший совер-
шеннолетия (21 года) мог быть наделен правами главы семьи.
Например, в Донском крае существовал обычай, когда в связи с
потерей кормильца вдова или оставшийся за старшего из детей
сын казака обращались с просьбой к Казачьему кругу о том,
чтобы поставить старшего сына (если ему к тому времени уже
исполнилось десять лет) главой семьи. Это было необходимо для
получения им полного земельного пая в 30 десятин (или 1,1 га),
положенного каждой казачьей семье. Тогда совершался обряд
«набрасывания шинели»: казачонок вставал на стул, на его плечи
атаман набрасывал шинель и объявлял его главой семьи. Стари-
ки и казаки высказывали пожелания его семье, крёстным родите-
лям. Новому главе семьи преподносили подарки: атаман обычно
дарил шапку, старики – сапоги, священник – Евангелие.

   Сохранились предания, в которых рассказывается об участии
казачат в жизни станицы. В старину они могли быть участни-
ками казачьих войсковых кругов. Рассказывают, что по тако-

                                                                               97
   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104