Page 98 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 98
их всех, заботиться о них. Старики следили, чтобы сирот не оби-
жали. Крёстные наблюдали за их здоровьем и нравственностью.
Семья строилась на взаимопомощи: жена помогала мужу,
дети – родителям. Мужчины выполняли самую тяжелую работу –
они косили хлеб, женщины вязали его в снопы; мужчины возили
снопы, старики и дети – молотили; малые дети стерегли скот, по-
гоняли лошадей при пахоте.
Ежедневный, нелегкий крестьянский труд лежал в основе вос-
питания казака. К труду приучали с рано, с 5-6 лет. Дети выпол-
няли несложные и физически нетяжелые работы: им поручали
пасти свиней, гусей, кормить птицу, ездить верхом на лошади в
посевную и уборочную страду в поле.
Пятилетний казачонок уже уезжал с отцом на пахоту, на рыб-
ную ловлю, на пастбище, где помогал взрослым по-настоящему.
А девичьей заботой было принести еду в поле, постирать, под-
шить изорвавшуюся одежду.
Уже в десять лет мальчик должен уметь запрягать коней, про-
полоть сорняки в огороде, пасти скот, коней в ночном. Девочки
в основном, занимались садом, огородом, рукоделием, нянчили
младших братьев и сестер. Все выполнялось без принуждения,
уговоров, дополнительных напоминаний. Закончилась вода,
юная хозяюшка 9–10 лет брала ведра, коромысло и отправлялась
к колодцу. Гонят скотину на водопой, казачата отвлекаются от
своих игр и спешат помочь.
Например, на Дону с весны до осени казачата жили в степи
при отарах или на бахчах со стариками. Но и там обучение воен-
ному делу как главному во взрослой жизни не прекращалось ни
на один день. Казачат ежедневно учили стрелять, скакать на коне,
рубить шашкой, бороться.
Девочек с детства готовили к тому, что в будущем ей предстоит
быть женой казака-воина: ее обучали, как нужно готовить сна-
ряжение мужа для службы, следить за исправностью и чистотой
одежды и белья, за свежестью сухого пайка. Женщина должна
была уметь не только управляться с делами по дому, но и коня
разнуздать, напоить, накормить, поставить в стойло.
Честный труд был для казака показателем духовной силы.
Считалось, что закаленный крестьянским трудом, казак без за-
96