Page 97 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 97

внимания жене. А женщина должна была оказывать знаки ува-
жения мужчине: она вставала в знак уважения при его появлении
в доме, никогда не переходила ему дорогу.

   Семейное воспитание было источником нравственности. Ре-
бенку с детства прививались представления о правильном и не-
правильном поведении, воспитывались чувство долга и совест-
ливость. Считалось, что главными качествами человека являются
трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.
Религиозные традиции – основа казачьего воспитания. С раннего
детства учили детей молитвам, в которых выражалась благодар-
ность Богу: молитвы читали перед сном и после пробуждения, до
и после принятия пищи.

   Без благословения родителей не начинали никакую работу, не
принимали решения по наиболее важным делам. Так семья каза-
ков, члены которой были связаны взаимной помощью и ответст-
венностью, выполняла свои обязанности перед казачьей общи-
ной.

   Вместе с родителями воспитанием казака и казачки занима-
лись крёстные – духовные родители, которые в христианской
традиции принимают ответственность перед Богом за духовное
воспитание ребенка. О выборе крёстных кровные родители забо-
тились заранее.

   Если в семье рождался мальчик, то на крёстного ложилась
основная задача по воспитанию из него казака-воина. А его
крёстная мать заботилась о том, чтобы воспитать в казаке ува-
жительное отношение к женщине, матери и хозяйке. На крёстно-
го ложилась основная задача обучения мальчика казачьей науке.
Крёстный и кровный отцы дополняли и по-своему уравновеши-
вали друг друга: если родной отец был излишне мягок в отноше-
нии к своему сыну, то строгость и суровость проявлял крёстный.
Если рождалась девочка, то основную роль в ее воспитании иг-
рала крёстная. Она учила быть верной и умеющей ждать женой,
терпеливой матерью и доброй хозяйкой. А ее крёстный заботил-
ся, чтобы у девочки формировалось отношение к казаку как к во-
ину-защитнику, отцу и главе семьи.

   Дети, чьи отцы погибли в сражениях на войне, считались ата-
манскими детьми. Атаман станицы или хутора был обязан знать

                                                                               95
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102