Page 203 - Кадетское образование
P. 203

Для кадетского образования важным фактором социализации является
социальная активность – «умение включаться в новые социальные группы,
способность к адекватной оценке социальных ситуаций, высокий уровень
общей жизненной активности и потребность в самоактуализации».65 Как
известно, человек может реализовать свою социальную активность только
в процессе преобразующей деятельности, поэтому педагоги уделяют осо-
бое внимание возможностям самоопределения кадет, поощряют их само-
стоятельность. Изучение мотивов и личностных смыслов позволяет найти
оптимальные условия для активной деятельности. Это может быть исследо-
вательская деятельность, позволяющая «выйти» за границы учебника, ини-
циативность по отношению к окружающим условиям жизни, ответствен-
ность за порученное дело.

   Примером развития социально значимых качеств личности и формиро-
вания социальной активности кадета выступает участие в самоуправлении
в корпусе (школе). В кадетских корпусах Свердловской области разработа-
ны соответствующие нормативные документы (Положения), регламентиру-
ющие деятельность Советов обучающихся или Советов старшеклассников.
А, например, для решения задачи «воспитания личности с активной жиз-
ненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и
полученный результат на себя, стремящейся к самосовершенствованию, са-
моразвитию и самовыражению» реализуются программы дополнительно-
го образования, в практическую часть которых входит составление плана
работы общих мероприятий кадетского корпуса; составление плана рабо-
ты совместно с Советом младших командиров; разработка коллективного
творческого дела; составление сценариев конкурсно-игровых программ;
изготовление призов, оформление стендов и пр.66

                Самоуправление в кадетском корпусе – это результат совмест-
                ной работы педагогического коллектива и активных кадет, зани-
                мающихся работой в органах самоуправления. Оно строится на
                определенных критериях: сонаправленность целей и задач педаго-
                гического коллектива и органов ученического самоуправления; де-
                мократический стиль руководства директора, завуча по воспита-
                тельной работе; уровень взаимоотношений педагогов и учащихся;
                отношение педагогического коллектива к решениям, принимаемым

65 Марьина Л. П. Кадетский корпус как институт социализации личности в системе военного
образования: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. – СПб., 2005. – С. 19.
66 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Совет старшеклассников»; сост.
А. С. Ямщикова / ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей», отделение Кадетский корпус
«Спасатель». – Екатеринбург, 2018. – С. 2.

202
   198   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208