Page 177 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 177

«Glück auf», или Цивилизация горняков

                           училище в Нижнем Тагиле. После этого о Сидоре Дубаснико-
                           ве почти ничего неизвестно. Его дело продолжал брат Василий
                           Дубасников, у которого тоже была своя мастерская.

    Сабли, изготовленные                            Уральские оружейники
       златоустовскими        У многих народов была старинная традиция украшать ору-
                           жие, которым сражались в бою воины. Знаменитые оружейни-
оружейниками. Фотография   ки жили в Германии. Урал не был родоначальником русского
С. М. Прокудина-Горского.  украшенного холодного оружия, но стал продолжателем заме-
                           чательных традиций. Идея о создании специального центра по
         Начало XX в.      изготовлению оружия на Урале появилась еще в XVIII в., одна-
                           ко была осуществлена только в начале XIX в. В 1814 г. началось
                           строительство фабрики в Златоусте.
                              На Златоустовской фабрике из стали изготовлялось знаме-
                           нитое «украшенное оружие», которое сегодня можно увидеть и
                           в Оружейной палате Московского Кремля и в коллекциях мно-
                           гих музеев. Наибольшим спросом оно пользовалось в те пери-
                           оды, когда русская армия вела боевые действия или во времена
                           юбилеев славных побед русского оружия, когда нужно было
                           награждать отличившихся офицеров и генералов.
                              Первоначально златоустовская гравюра на стали испытала
                           значительное влияние немецких оружейников Шафов, которые
                           работали на фабрике по приглашению русского правительства.
                           Собственно уральские художники создают неповторимый

                                                                      стиль златоустовской гравю-
                                                                      ры на стали в 20–30-е гг. XIX
                                                                      в. Они вводят в гравировку не
                                                                      только орнаментальные мо-
                                                                      тивы, как это было принято у
                                                                      немецких оружейников, но и
                                                                      сюжетные сцены.

                                                                          Гордостью уральского ис-
                                                                      кусства стал златоустовский
                                                                      гравер Иван Николаевич Бу-
                                                                      шуев. Ему был посвящен зна-
                                                                      менитый сказ П. П. Бажова
                                                                      «Иванко Крылатко».

                           176
   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182