Page 173 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 173
Тагильский поднос «Glück auf», или Цивилизация горняков
«Жёлтые цветы». 1920-е гг.
Екатеринбургский музей История тагильского подносного промысла уходит корнями
изобразительных искусств в XVIII–XIX вв. К 1830–1840-м гг. насчитывалось 24 мастер-
ские, где изготавливались расписные подносы. Они пользова-
лись спросом не только на Урале, но и в других регионах нашей
страны. Так, в 1829 г. было продано изделий тагильских масте-
ров на общую сумму около 120 000 рублей.
Подносы делали самой причудливой формы: прямоуголь-
ные, закругленные, восьмигранные, овальные, были и подно-
сы с ажурными бортами. Тагильские мастера как-то однажды
изготовили шестнадцатигранный поднос. В зависимости от
размера подносы могли быть «чайными» под самовар, «рюмоч-
ными», чтобы подать гостю угощение, «скатерными» – разме-
ром со столешницу, заменявшие настоящую скатерть. Подносы
украшались цветочной росписью или «разделывались» (укра-
шались) «под малахит», «под черепашку» или «под дерево».
Подносы-картины были настоящим украшением для дома
или гостиницы. На них изображали пейзажи, натюрморты,
героические или мифологические сюжеты. Персонажами под-
носов-картин были Гектор и Андромаха («Прощание Гектора
с Андромахой»), Петр I («Спасение Петром I моряков на Ла-
дожском озере», «Ассамблея Петра I») или Наполеон («Прием у
Наполеона»). Законченный вид подносам-картинам придавали
красные или черные полоски-«рамки» с орнаментами или золо-
чеными узорами.
Тагильские подносы были представлены на многих про-
мышленных выставках. В Петербурге в 1829 г. тагильчанин
Афанасий Шестаков, владелец одной из мастерских, показал
на выставке четырехугольные и овальные подносы красного и
черного цвета, украшенные цветами.
Слова «тагильский поднос» в первую очередь ассоциируют-
ся с «уральским букетом» – цветочной росписью по металлу.
В период расцвета промысла было два направления цветочной
росписи – одно тяготело к классической миниатюре, другое – к
народной росписи. Оба направления сосу-
ществовали, обогащая друг друга. Краски
для росписи изготовляли из местных ми-
нералов и глин. Фон был красно-коричне-
вый, зеленый или синий, в росписи приме-
нялись оранжевые, белые, сине-голубые,
желтые, темно-коричневые и черные тона.
Последовательность выполнения ро-
списи была следующей: сначала наноси-
лись основные живописные пятна, затем
172