Page 171 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 171

«Glück auf», или Цивилизация горняков

                                       «Имею я мастерство...», или Подносный промысел
                                                            уральских умельцев

                                    Уже с середины XVIII в. ряд уральских заводов помимо
                                предметов быта и необходимой в хозяйстве посуды начинает
                                изготовлять «лаковые блюда и подносы». Промысловым цен-
                                тром стал Нижний Тагил.

                                    В «Хозяйственном описании Пермской губернии», состав-
                                ленном Н. С. Поповым, с гордостью говорилось о достижени-
                                ях подносных дел мастеров: «Между здешними мастеровыми
                                много искусных художников, которые особливо делают искусно
                                столики, подносы, самовары и другие предметы из меди и же-
                                леза, расписанные живописью и покрытые известным весьма
                                прочным «тагильским лаком», который не портится ни от
                                жару, ни же от какой кислоты».

                                    «Тагильский», или «хрустальный» лак по прозрачности,
                                прочности и качеству превосходил все известные. Лак «Тагиль-
                                ский» П. П. Бажов в одном из сказов назвал «тайностью», пото-
                                му что секрет его изготовления мастера держали в строжайшей
                                тайне. Нанесенный умелой рукой мастера, без пузырьков воз-
                                духа и соринок, он придавал краскам удивительную красоту,
                                позволял видеть фактуру металла. В 1770 г. академик П. С. Пал-
                                лас, посетивший Тагильский завод, уверял, что «разгадал» се-
                                крет этого лака. Но позже оказалось, что он перепутал черный
                                грунтовый лак с «лицевым», бесцветным и прозрачным.

   Из сказа П. П. Бажова «Хрустальный лак»
   Наши старики по Тагилу да по Невьянску тайность одну знали. Не то чтоб сильно по
важному делу, а так, для домашности да для веселья глазу они рисовку в железо вгоняли.
   Ремесло занятное и себе не в убыток, а вовсе напротив. Прибыльное, можно сказать,
мастерство. Поделка, видишь, из дешевых, спрос на нее большой, а знающих ту хи-
трость мало. Семей, поди, с десяток по Тагилу да столько же, может, по Невьянску. Они
и кормились от этого ремесла. И неплохо, сказать, кормились.
   Дело по видимости простое. Нарисуют кому что любо на железном подносе, либо
того проще – вырежут с печатного картинку какую, наклеят ее и покроют лаком. А лак
такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как
влитая в железо. Глядишь и не поймешь, как она туда попала. И держится крепко. Ни
жаром, ни морозом ее не берет. Коли случится какую домашнюю кислоту на поднос
пролить либо вино сплеснуть – вреда подносу нет. На что едучие настойки в старину
бывали, от тех даже пятна не оставалось. Паяльную кислоту, коей железо к железу кре-
пят, и ту, сказывают, доброго мастерства подносы выдерживали. Ну, конечно, ежели
царской водкой либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспоришь,
потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут.

                              170
   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176