Page 104 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 104
историк Л. В. Сапоговская, ссылаясь на историков А. А. Данило-
ва и А. В. Пыжикова, пишет, что по ленд-лизу СССР получил готовой
продукции на сумму, эквивалентную 19% национального дохода280;
окончательная сумма долга СССР была определена на вашинг-
тонских переговорах в октябре 1972 г. в размере 722 млн долларов, из ко-
торых 48 млн были выплачены к 1975 г., остальные должны были выпла-
чиваться до 2001 г. при условии предоставления СССР режима наиболь-
шего благоприятствования в торговле с США; после распада СССР прави-
тельство РСФСР взяло на себя все обязательства по долгам281.
Вопросы для размышления:
Почему США в 1941 г. выбрали не открытое противостояние с
Германией на территории Европы, а меры экономической помощи союз-
никам в этой борьбе?
Можно ли считать, что американская помощь Великобритании в
определенной мере способствовала политической зависимости этой стра-
ны от США в послевоенный период?
Оправдано ли мнение о том, что поставки по ленд-лизу принесли
большую выгоду США и способствовали процветанию этой страны после
Второй мировой войны?
Как вы думаете, почему так рознятся данные об американских
поставках в СССР?
Согласны ли вы с мнением о том, что американские, британские
и канадские поставки по ленд-лизу стали главной причиной победы Со-
ветского Союза в Великой Отечественной войне?
Убеждают ли приведённые статистические данные в том, что от-
крытие второго фронта облегчило положение на советско-германском
фронте, однако не было решающим фактором в победе над Германией?
Примерные темы исследовательских проектов обучающихся:
Закон о ленд-лизе (1941 г.) как действенный инструмент помощи
союзникам со стороны США в годы Второй мировой войны.
Экономическая помощь США Великобритании в годы Второй
мировой войны.
СССР и ленд-лиз: споры о цене и количестве американских по-
ставок в годы Второй мировой войны.
280 Сапоговская Л. В. Золотые ресурсы СССР в военно-экономическом противостоянии
1939–1945 годов (постановка проблемы) // Вопросы истории. – 2005. – № 5. – С. 11.
281 Паперно А. Х. О ленд-лизе и тихоокеанской транспортной эпопее. – С. 109, 110.
102