Page 8 - Тыл - фронту
P. 8

Сошлемся на проведенное М. А. Красноборовым несколько лет
назад исследование практик конструирования и репрезентации
исторической памяти о Великой Отечественной войне в совре-
менной российской школе, в котором сделан неутешительный вы-
вод о том, что в школе события войны преподносятся как торже-
ственные и значимые, но скорее деперсонализированные; война
воспринимается школьниками как «героический экшн», а не как
страдание и горе; репрезентации войны свидетельствуют о «пре-
обладании "торжествующего" месседжа над месседжем благодар-
ности и мира».4

   Как говорить с сегодняшними школьниками о войне? Как не
оставить их равнодушными? Как объяснить, что в мире есть дру-
гие ценности, которые куда более важные, чем безмятежное и ком-
фортное существование? А может быть, им не надо знать о тяготах
прошлого, чтобы не травмировать неокрепшие души?

   Обращение к региональной истории в контексте военной темы
может стать деидеологизированным и демифологизированным
пространством, в котором происходит подлинная встреча мо-
лодого человека с историей страны как со своей историей. Это
уникальная возможность для образования соединить воедино
опыт-переживание (эмоциональное отношение к событиям про-
шлого), опыт-познание (изучение исторических документов сви-
детельств очевидцев тех событий) и опыт-действие (участие в ис-
следовательской, поисковой, волонтерской деятельности).

                                    ***
   В постсоветский период в исторической науке произошла се-
рьезная переоценка событий Великой Отечественной войны. От-
крытие многих ранее засекреченных документов и введение их в
научный оборот сделали картину периода 1941–1945 годов одно-
временно и более объемной и более драматичной. Если в прежние
годы особое внимание уделялось театру военных действий и воин-
ским операциям, то в последние десятилетия акцент смещается в
сторону изучения условий жизни в тылу.

4 Красноборов М. А. Визуализация Победы: практики конструирования и репре-
зентации исторической памяти о Великой Отечественной войне в современной
российской школе // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. –
№ 6. – Краснодар: Издательский дом «Хорс». – С. 18.

                                          7
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13