Page 6 - Тыл - фронту
P. 6
Предисловие
Времена стремительно изменяются. Изменилась страна. Изме-
нились люди. И в этой другой стране, оказывается, есть объединя-
ющее всех, – память о той Войне.
Когда в конце 1970-х годов на экранах телевизоров показыва-
ли 20-серийный фильм советско-американского производства
«Великая Отечественная»1 (названный в зарубежном прокате
«Неизвестная война» – «The Unknown War»), казалось, что после
этого документального свидетельства все акценты расставлены и
оценки очевидны. Прошло время и сегодня вновь встает вопрос
о правде и фальсификации истории, о подлинном подвиге и цене
Победы.
2020 год объявлен Годом памяти и славы. Празднование 75-ле-
тия Победы должно стать этапным событием, возможностью
консолидации общества, обретения непрагматических смыслов
существования, осознания своей принадлежности и сопричаст-
ности Истории. Однако за чередой торжественных мероприятий,
бесконечно множащимся числом фестивалей и конкурсов, посвя-
щенных Победе в Великой Отечественной войне, легко утратить
личную связь с событиями прошлого. Как преодолеть ставшее
явным противоречие между помпезностью парадов и салютов и
попыткой узнать правду о войне?
Вопросы, касающиеся сохранения исторической памяти, давно
уже перешли из плоскости научных дискуссий в поле социально-
го противостояния. От того, как осознаются события войны и как
к ним относятся те или иные люди, зависит моральный климат в
обществе, идентичность его граждан, отношение к стране и живу-
щим в ней людям.
1 Документальная киноэпопея «Великая Отечественная», режиссером которой
был один из знаменитых военных кинооператоров Роман Кармен, на основе ки-
нохроники времен войны раскрывала основные события войны на Восточной
фронте, роли советского солдата в победе над нацизмом. Фильм в свое время стал
откровением для западного зрителя.
5