Page 79 - Тыл - фронту
P. 79
...Наиболее остро всегда стоял вопрос о том, где брать вагоны под
погрузку. В первую очередь использовались вагоны, освобождающиеся
после разгрузки войск, боевой техники, снаряжения и продовольствия,
поступавших на фронт, но этих вагонов не хватало.
Руководству НКПС периодически приходилось обращаться в прави-
тельство с просьбой о разрешении досрочной разгрузки части эвакогру-
зов. Для этой цели на железных дорогах ежедекадно проводилась перепись
всех вагонов с эвакогрузами. В переписи указывались: номер вагона, отку-
да он погружен, какой груз находится в нем, куда следует. Эти сведения
поступали в НКПС. Оперативная группа по эвакуации обрабатывала
эти данные, составляла сводные переписи по железным дорогам и под-
готавливала предложения о тех грузах, которые можно досрочно раз-
гружать в пути следования с тем, чтобы порожние вагоны возвращать
под погрузку. К грузам, которые досрочно разгружались, в первую очередь
относились строительные материалы, топливо, а также те виды обо-
рудования, которые можно хранить на открытом воздухе, металл. Раз-
решения о досрочной разгрузке давались не общие, а с указанием числа ва-
гонов по наименованиям грузов. Часть досрочно разгружавшихся грузов
(строительные материалы, топливо, некоторые виды оборудования и
др.) передавалась местным исполкомам для использования, а остальные
в дальнейшем отправлялись к месту назначения.
Перепись и досрочная разгрузка вагонов были большим и трудо-
емким делом. Из поездов с эвакуационными грузами нужно было вы-
бирать именно те вагоны, досрочная разгрузка которых разрешена.
Это, разумеется, осложняло работу узлов и станций и отрицательно
сказывалось на продвижении поездов. Однако с этим приходилось ми-
риться – необходимо было прежде всего обеспечивать подачу вагонов
для перебазирования очередных предприятий.
...Конечно, в первые месяцы эвакуации наряду с объективными
трудностями у нас было много ошибок и недостатков. Значительное
число вагонов с эвакуируемым имуществом не имело адресов назначе-
ния, вагоны часто отправлялись на чрезмерно большие расстояния,
грузилось много малоценного имущества. Желание эвакуируемых увез-
ти все, ничего не оставить врагу приводило к тому, что вагоны порой
загружались домашней мебелью, канцелярскими шкафами и столами,
личными вещами, нередко металлом в ущерб более важному и ценному
оборудованию заводов и фабрик.
Эвакуированные грузы встречались с большим потоком поездов,
идущих на фронт. Это затрудняло продвижение грузов и замедляло
оборот вагонов».53
53 Дубровин. Н. Ф. Эшелон за эшелоном // Эшелоны идут на Восток : Из истории
перебазирования производит. сил СССР в 1941–1942 гг. : Сборник статей и вос-
поминаний / [Редколлегия: Ю. А. Поляков (отв. ред.) и др.]. – М. : Наука, 1966. –
С. 209–211.
78