Page 79 - Тыл - фронту
P. 79

...Наиболее остро всегда стоял вопрос о том, где брать вагоны под
 погрузку. В первую очередь использовались вагоны, освобождающиеся
 после разгрузки войск, боевой техники, снаряжения и продовольствия,
 поступавших на фронт, но этих вагонов не хватало.

      Руководству НКПС периодически приходилось обращаться в прави-
 тельство с просьбой о разрешении досрочной разгрузки части эвакогру-
 зов. Для этой цели на железных дорогах ежедекадно проводилась перепись
 всех вагонов с эвакогрузами. В переписи указывались: номер вагона, отку-
 да он погружен, какой груз находится в нем, куда следует. Эти сведения
 поступали в НКПС. Оперативная группа по эвакуации обрабатывала
 эти данные, составляла сводные переписи по железным дорогам и под-
 готавливала предложения о тех грузах, которые можно досрочно раз-
 гружать в пути следования с тем, чтобы порожние вагоны возвращать
 под погрузку. К грузам, которые досрочно разгружались, в первую очередь
 относились строительные материалы, топливо, а также те виды обо-
 рудования, которые можно хранить на открытом воздухе, металл. Раз-
 решения о досрочной разгрузке давались не общие, а с указанием числа ва-
 гонов по наименованиям грузов. Часть досрочно разгружавшихся грузов
 (строительные материалы, топливо, некоторые виды оборудования и
 др.) передавалась местным исполкомам для использования, а остальные
 в дальнейшем отправлялись к месту назначения.

      Перепись и досрочная разгрузка вагонов были большим и трудо-
 емким делом. Из поездов с эвакуационными грузами нужно было вы-
 бирать именно те вагоны, досрочная разгрузка которых разрешена.
 Это, разумеется, осложняло работу узлов и станций и отрицательно
 сказывалось на продвижении поездов. Однако с этим приходилось ми-
 риться – необходимо было прежде всего обеспечивать подачу вагонов
 для перебазирования очередных предприятий.

      ...Конечно, в первые месяцы эвакуации наряду с объективными
 трудностями у нас было много ошибок и недостатков. Значительное
 число вагонов с эвакуируемым имуществом не имело адресов назначе-
 ния, вагоны часто отправлялись на чрезмерно большие расстояния,
 грузилось много малоценного имущества. Желание эвакуируемых увез-
 ти все, ничего не оставить врагу приводило к тому, что вагоны порой
 загружались домашней мебелью, канцелярскими шкафами и столами,
 личными вещами, нередко металлом в ущерб более важному и ценному
 оборудованию заводов и фабрик.

      Эвакуированные грузы встречались с большим потоком поездов,
 идущих на фронт. Это затрудняло продвижение грузов и замедляло
 оборот вагонов».53

53 Дубровин. Н. Ф. Эшелон за эшелоном // Эшелоны идут на Восток : Из истории
перебазирования производит. сил СССР в 1941–1942 гг. : Сборник статей и вос-
поминаний / [Редколлегия: Ю. А. Поляков (отв. ред.) и др.]. – М. : Наука, 1966. –
С. 209–211.

                                         78
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84