Page 77 - Тыл - фронту
P. 77

СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ СОБЫТИЙ...

      Вспоминает литературовед и литературный критик Л. И. Скорино:
 «Горькая военная осень 1941 года, уход из Москвы 16 октября, когда к
 самой столице подкатились фашистские полчища – были взяты На-
 ро-Фоминск, Можайск, Истра... Долгий путь на восток, бомбежки с
 воздуха, бесконечные остановки на глухих полустанках и разлуки, раз-
 луки... Дом, брошенный позади, – вернемся ли? Близкие люди, которых
 разметало по военным дорогам, – свидимся ли?.. А главное – неотступ-
 ная мысль: "Что с Москвой?"

      И в дорожные эти тяжкие дни внезапно открылся нам Урал с его
 темно-зелеными горами, холодными голубыми озерами, рослыми сосно-
 выми лесами, с его яркими закатами, ветреным небом, где несутся нес-
 покойные облака, – открылся во всей своей сильной, мужественной кра-
 соте. Было в уральской земле что-то бесконечно русское, родное... Но не
 утешавшее душу, как спокойные, чуть грустные пейзажи средней полосы
 России, а иное – суровое, напористое: устоим, выдержим, все одолеем...»

               АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Серьёзной проблемой была низкая скорость движения эвакоэшелонов.
Установлена она была 500–600 км в сутки, но, по официальным данным, в
ноябре 1941 года средний ее показатель не превышал 180–200 км в сутки.
На Пермской железной дороге в апреле 1942 года средняя скорость про-
движения поездов с эвакуированными составляла 173 км. Причин тому
было множество. Навстречу друг другу двигались два мощных людских и
грузовых потока: с востока на запад – воинские эшелоны и боеприпасы,
с запада на восток – раненые и эвакуированные. А процент двухпутных
линий составлял в среднем по стране 29,5% от эксплуатационной сети. Не-
достаточным было количество станционных и специальных путей. Рабо-
тавший в годы войны машинистом А. И. Жаринов вспоминает: «Когда по-
тянулись в октябре эти заводы в эвакуацию, поезда шли трамвайным
порядком – в хвост друг другу. На одном блок-участке по два эшелона.
Тащишься, как улитка, а впереди, метрах в двух-трех от твоего локомо-
тива, мерцают огни последнего вагона впереди идущего поезда».

    Иногда эшелоны часами и сутками простаивали на станциях по причи-
нам сортировки, переадресовки вагонов, недостаточной организованно-
сти и оперативности работников дороги.

                                         76
   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82