Page 78 - Тыл - фронту
P. 78
Вот несколько характерных примеров: вагон с детьми (151 человек), от-
правленный из Тамбова в Новосибирск, стоял 4 дня на станции Свердловск,
так как о нём просто забыли в пассажирской службе. Вагон с 27 рабочими
со станции Сортировка до станции Мурзинка (45 км) следовал 13 суток.
В декабре 1941 года в Свердловск в эвакуацию прибыл Ново-Горнский дом
инвалидов из Калининской области. Из 76 отправленных по дороге умерли
20 человек, после отказа принять вагон в Свердловске его отправили в Челя-
бинск, а потом обратно, за это время от истощения умерли еще 2 человека.
После чего сложности с приемом этих людей в Свердловске продолжались
ещё более месяца. В отчёте начальника Свердловского эвакопункта за пери-
од с декабря 1941 года по март 1942 года указано, что на Свердловском узле
в среднем вагоны стоят 6 часов, 10% вагонов стоят до 20 часов.
...Эвакуация осложнялась многими факторами: нередким отсутстви-
ем точных указаний о направлении эвакоэшелонов; изменением направ-
лений следования; отказами принимать эвакуированных; несвоевре-
менной выгрузкой. Для того, чтобы максимально упорядочить процесс
эвакуации населения, вводились эвакуационные справки, которые долж-
ны были выдаваться каждому эвакуированному органами Советской вла-
сти из пункта отправления на время и по маршруту следования. По ним
люди получали рейсовые карточки и продукты питания в дороге. Эваку-
ированное население должно было прибывать к месту назначения в ор-
ганизованном порядке, по спискам, с начальником эшелона. Фактически
же подобное требование часто нарушалось и на станции, например, при-
бывали сборные эшелоны. Учитывая экстремальные условия эвакуации
из целого ряда областей, избежать этого было практически невозможно.
Потёмкина М. Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны: люди и
судьбы: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – С. 35–36.
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ СОБЫТИЙ...
Из воспоминаний Н. Ф. Дубровина, в годы Великой Отечественной
войны – члена первого состава Совета по эвакуации, заместителя нарко-
ма путей сообщения, начальника Грузового управления НКПС, уполно-
моченного Государственного Комитета Обороны: «Организация эвакуа-
ции с первых дней Отечественной войны была крайне нелегкой задачей.
...Совет по эвакуации принимал постановление по каждому пред-
приятию, подлежавшему вывозу. Эти решения по существу были кон-
кретными планами эвакуации, где устанавливались: сроки начала и
окончания эвакуации того или иного объекта; число вагонов (в том
числе тип подвижного состава), необходимых для эвакуации; пункты,
в которые предприятия должны эвакуироваться, и т. д.
77