Page 188 - Тыл - фронту
P. 188
Глава 7.
«Важнейшее из искусств»: кинематограф
на Урале в годы войны
Кино в годы войны
История развития кинематографа на Урале ведет свое начало
еще с дореволюционных времен, когда появление новых техни-
ческих возможностей позволило запечатлеть для будущего доку-
ментальные свидетельства прошедшего. Первые документальные
фильмы об Урале были сняты фотографом и кинематографистом
из Екатеринбурга В. Л. Метенковым. Сразу после революции была
проведена национализация кинематографов (как называли тогда
кинотеатры) и устанавливался довольно жесткий надзор и за ре-
пертуаром фильмов и за их производством. В конце 1920-х годов
было предложено создать на Урале киностудию «Пролеткино»
(Пролетарский кинематограф). В 1928 году в Свердловске стала
формироваться киносъемочная база, начавшая свою работу с вы-
пуска киножурнала о буднях трудового Урала.
В первые месяцы Великой Отечественной войны на фронтах
появилась, как писали тогда в газетах, «группа смелых и инициа-
тивных кинохроникеров-фронтовиков, показывающих высокие
образцы боевой работы и умения четко выполнять получаемые
задания». Они снимали «бомбежки вражеских объектов с боевого
самолета», атаки «из щели идущего в бой танка или бронепоезда,
с корабля, под минометным огнем и в тылу врага», показывая об-
разцы «мужества, профессиональной выучки и бесстрашия».158
Учитывая доступность кино широким массам населения, в
годы войны предпринимаются энергичные меры по организа-
ции кинопроизводства. Эвакуация в Среднюю Азию обеспечила
работу нескольких киностудий, выпускавших художественные
фильмы.
158 Кинодокументы великой войны // Литература и искусство. – № 7. – 14 февраля
1942 года.
187