Page 186 - Тыл - фронту
P. 186

писанном от лица эвакуированного, действительно содержались не-
удачные выражения: приезжий – озябший, промокший под дождем до
нитки, только что с поезда – стоит и размышляет, глядя на все через
пелену падающей воды: серый город, серые люди... Это было обидно,
незаслуженно для города, который приютил, обогрел столько народа,
вынес на своих плечах такие тяготы». «Официальный заказ» довле-
ет над писателем, основным двигателем творческого процесса остается
императив, устанавливающий канон, реальность становится не почвой, а
«тенью» творчества.

    [Минимальный набор символов, сопровождающих Свердловск] –
это, прежде всего, труд, напряженный, но дающий глубокое удовлетво-
рение и осознание значимости своей жизни, и артефакты человеческой
деятельности: станки, снаряды, танки, танковая дорога, полигон…, благо-
даря сравнению труда производственного и ратного, возникает ощуще-
ние близости города к фронту, смыкание временных и пространственных
полей.

    Несмотря на несомненное преобладание в свердловском военном
тексте произведений малого жанра (стихотворений, очерков, расска-
зов) в нем появляются и другие жанровые формы. Повесть Б. Рябинина
«В  дни великой войны» [опубликована в сб.: Говорит Урал: Литератур-
но-художественный сборник. – Свердловск, 1942] интересна тем, что в
ней наиболее полно возникает образ Свердловска, созданный «по горя-
чим следам», в военное время. …

    Образ Свердловска военного времени возникает в целом комплексе
текстов, в которых можно выделить сигнатуры времени, пространства,
быта города, деятельности города, сигнатуры-топонимы. Время в сверд-
ловском военном тексте – понятие многоплановое, это и четыре года
страшной войны, и календарное время, в основном, зима, холодная,
долгая. Время оценивается и как трудное, безрадостное, и как ожидание,
надежда. … Основным местом действия становится не сам город, а про-
странство закрытое, отгороженное, но всегда связанное с присутствием
человека: квартира, либо… завод, госпиталь, учебное заведение. …Осо-
бые символы (танки, снаряды, танковая дорога) приближают далекий
тыловой город к фронту, соединяя эти два разновеликих пространства.

 Клочкова (Сахновская) Ю. В. Литературный образ Свердловска в произведе-
 ниях военных лет // Литература Урала: история и современность: сборник
 статей. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. – С. 128–135.

                                        185
   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191