Page 185 - Тыл - фронту
P. 185

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Приехавшими [в эвакуацию] литераторами город [Свердловск] вос-
принимается как лицо Урала и в то же время ставится в один ряд с при­
фронтовыми городами. …

    …образ города в появляющейся литературе – не такой однозначный,
как кажется на первый взгляд. Тексты «утепляются» человеческими отно-
шениями, становятся разнообразней и сложней, когда взгляд писателей
устремляется на повседневность города, его жителей, домохозяек, де-
тей, подростков.

    Одной из доминант свердловской литературы военного времени ста-
новится подросток, стоящий у заводского станка на ящике, трагическая
метафора военного времени. … В образе подростка у станка соединяются
темы страдания и воли к победе, жестокой необходимости и терпения.
Описания труда подростков появляются не только в художественной ли-
тературе, но и в воспоминаниях. Здесь мы сталкиваемся с феноменом
расхождения в оценке и тоне повествования мемуарной и художествен-
ной литературы, появлявшейся непосредственно в период 40-х годов,
бодрые и оптимистичные настроения которой преобладают над траги-
ческими. …

    Образы подростков органично вписываются в трудовой облик горо-
да, создаваемый литературой, а слова, посвященные им, произносятся
с особым, приподнятым настроением, проникнуты пафосом гордости:
«Мы шли по городу, слушая гудки ночных смен Виза и Уралмаша, не-
умолчный органный рев моторов на испытательных стендах. Новые
танки шли навстречу нам. Мы говорили о простых, верных, работя-
щих ребятах, питомцах сурового, требовательного и величественно-
го времени нашего. "О таких и песню написать стоит", – сказал мой
спутник» (Лев Кассиль).

    …Свердловск осознается как тыловой город, дающий приют попав-
шим в беду, в безвыходное положение, потерявшим кров и родных.
И  этот факт закрепляется в официальной литературе определенными
знаковыми кодами. Литература создает образ города, в котором после
всех бедствий люди чувствуют себя защищенными, который смог заме-
нить дом, создать основу жизни в период всеобщих потерь, неустойчи-
вости и движения.

    …И в то же время тема эвакуации в официальной литературе под-
вергается и внутренней, и внешней цензуре. Существует определенный
набор образов и сюжетных схем, которые можно использовать в про-
изведениях на эту тему. Весьма характерна история с не допущенным
в печать рассказом, о которой упоминает Б. Рябинин в своих мемуарах
[Ушедшее − живущее. Книга воспоминаний. М., 1985]: «В рассказе, на-

                                        184
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190