Page 168 - Тыл - фронту
P. 168
Глава 6.
«В издательских планах не может быть места
произведениям, не зовущим к сражению, к подвигу...»:
литературная жизнь в годы войны
Литературный центр на Урале
Литературную жизнь Урала в годы войны можно рассматри-
вать как результат деятельности созданного в 1930-е годы Союза
писателей, который определял направленность писательских по-
исков, близких тематически и на общей эстетической платформе
социалистического реализма, а издательства поддерживали эту
линию.
С началом Великой Отечественной войны писатели и поэты
ощутили себя «мобилизованными и призванными», характер их
творчества стал определять лозунг «Все – для фронта, все – для
победы!» Как отмечают И. Е. Васильев и М. А. Литовская, в годы
войны «Урал стал одним из ключевых мест литературной жиз-
ни, благодаря работе не только местных (О. Маркова, Н. Попова,
Л. Татьяничева, В. Занадворов, К. Мурзиди), но и эвакуированных
писателей (А. Караваева, В. Каверин, М. Шагинян, Ф. Гладков,
Ф. Панферов, М. Слонимский, Ю. Верховский и др.)».143
Традиционные для предвоенного времени собрания отделений
Союза писателей, творческие встречи на предприятиях, обсужде-
ния руководящих документов и новых произведений, подготовка
новых книг и сборников, проведение литературных конкурсов –
все это в годы войны приобрело новое звучание. «Очевидно, что
литературная жизнь подчинялась установкам "сверху" (СП СССР
и других организаций), которые, проявляя известную инициативу,
143 Васильев И. Е., Литовская М. А. Проблема периодизации литературы Урала
ХХ века (материалы к предисловию для третьего тома «Истории литературы
Урала») // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Выпуск 6: Исто-
рико-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть / Ин-т истории и
археологии УрО РАН. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – С. 33.
167