Page 166 - Тыл - фронту
P. 166
В низком регистре (фаготы, валторны, альты, виолончели, контраба-
сы) наступает новая тема – угловатая, упрямо монотонная и мрачная, со-
провождаемая лязгающими, зловеще рокочущими ударными (барабан,
тарелки, большой барабан). Она грозно разрастается, включаются новые
и новые инструменты и, наконец, весь оркестр. Это угрожающий образ
врага. Вот навстречу ему, на фоне «скачущего» сопровождения, в бы-
стром темпе движется первая тема (Allegro agitato). Происходит жестокая
«схватка». В общее движение включается вторая, восточная тема, ими-
тационное изложение которой также противополагается коротким фра-
зам «вражеской» темы. Злобная сила сломлена. Угловатая, мрачная тема
звучит напряженно, порывисто и, наконец, исчезает. Вновь утверждается
широкая распевная первая тема (Andante. Maestoso) в основной тональ-
ности – Ля-мажоре. Потом, одновременно с заключительными аккорда-
ми, в мощных унисонах деревянных и медных инструментов проходит
восточная мелодия..., и увертюра заканчивается торжественной победно
звучащей кодой.142
Леонова М. Симфоническое творчество Глиэра // Рейнгольд Морицевич
Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы. 2 том. – Л. : Музыка, 1967. –
С. 54–55.
142 КÓда – завершающая часть музыкального произведения или его самостоятель-
ной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.
165