Page 165 - Тыл - фронту
P. 165

Мы привозили раненым подарки: табак, портсигары, открытки,
 карандаши, бумагу, цветы. Нередко, когда прибывали новые эшелоны,
 мы отправлялись на станцию, помогали выгружать из вагонов ране-
 ных и больных.

      Выступая в цирках, мы отчисляли средства в фонд обороны, в поль-
 зу семей погибших фронтовиков, устраивали внеплановые представ-
 ления, в том числе ночные. Всего наш коллектив дал в фонд обороны
 страны около двух миллионов рублей».141

               АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    В 1941 году Глиэр создает увертюру – «Дружба народов» (Ля мажор,
ор. 79), завершение которой было приурочено к пятой годовщине приня-
тия Советской Конституции. Она была впервые исполнена в Свердловске
5 декабря 1941 года по радио (п/у автора).

    В отличие от предыдущих одночастных симфонических произведе-
ний Глиэра, увертюра «Дружба народов» написана не в сонатной форме,
а в форме рондо с включением разработки сонатного типа. Отличие за-
ключается и в том, что взаимопроникновение различных музыкальных
культур воплощено не в сопоставлении отдельных национальных мело-
дий, а в создании своего рода синтетических образов, вмещающих в себя
элементы фольклора различных народов.

    Первая тема (Andante) с «зачином» солирующего гобоя – русско-укра-
инского происхождения. Начало ее в духе лирических русских песен, а
окончание – типичное для украинских напевов, в ярко выраженном ме-
лодическом миноре. Вторая тема (Allegretto) – восточного склада. Ритм
ее имеет рисунок, распространенный у многих народов Средней Азии и
Кавказа. Мелодия выдержана в азербайджанском ладу шуштэр (с майе
[первая ступень среднего тетрахорда, выполняющая роль тоники азер-
байджанского лада] фа-диез), но ее строение с нисходящими секвенция-
ми напоминает мелодии, встречающиеся и в Таджикистане.

    Сопоставлением этих двух тем и начинается Увертюра. Затем пер-
вая из них проходит в сопутствии элементов второй. Изложение их во
многом родственно: обе идут в близких темпах (Andante и Allegretto) и
тональностях. ... Внезапно происходит резкая модуляция из фа-диез ми-
нора в фа-минор (Moderato).

141 Кио Э. Фокусы и фокусники. – М.: Искусство, 1958. URL: https://www.litmir.me/
br/?b=237818&p=1

                                        164
   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170