Page 14 - Тыл - фронту
P. 14
рико-культурного стандарта в содержании учебных предметов и
направленность патриотического воспитания.
«Приобщение к историческим традициям» сегодня осущест-
вляется и на уроках социально-гуманитарных дисциплин (исто-
рии, литературы, основ религиозных культур и светской этики),
и во внеурочной деятельности (музейно-экскурсионные и турист-
ско-краеведческие практикумы), и в воспитательной работе (ор-
ганизация мемориальных мероприятий). Приобщение к традици-
ям раскрывается на двух уровнях: информационном (знания об
исторических событиях, о «героях» прошлого, о местах сражений
и т. п.) и деятельностно-событийном (создание исследовательских
проектов, творческая деятельность или участие в мемориальных
действиях). Важным условием приобщения к традициям стано-
вится эмоциональное переживание прошлого (коллективное, со-
вместное со-переживание), обеспечивающее «живую связь» с на-
стоящим.
Нам уже приходилось писать16, что сегодня перед педагогами
стоит задача через эмоциональное переживание (со-чувствие)
формировать ценностное отношение к истории своей страны,
создавая фундамент для гражданской и/или культурной идентич-
ности. Если обратиться к коммеморативным практикам, разви-
вающимся в последнее время, то мы увидим в большей степени
воспроизведение форм советского времени, которые в силу зафик-
сированности в коллективной памяти педагогов становятся доми-
нирующими. При этом очевидно, что участие в различных ком-
меморативных практиках молодых людей является действенным
механизмом формирования идентичности, поскольку позволяет
связать опыт-переживание, опыт-познание и опыт-действие во-
едино. Однако для российского образования все еще актуальной
задачей остается поиск адекватных форм реализации задач патри-
отического воспитания.
16 См. подробнее: Мурзина И. Я. Коммеморативные практики в образовании и
конструирование культурной идентичности // Вестник Гуманитарного универ-
ситета. – 2019. – № 3 (26). – С. 81–86.
13