Page 25 - История жизни, любви и войны
P. 25
Страница из «Лапидария» «Glück auf», или Цивилизация горняков
Марбода Реннского. 1539 г.
Марбод Реннский ным. Марбод пишет, что к сверхъестественной силе этого кам-
(1035–1123) – француз- ня, можно добавить множество других свойств: если кто-то же-
ский поэт, епископ Ренн- лал усилить свою память или развить красноречие, обладание
ский. Автор поэмы «Лапи- красивым изумрудом обязательно поможет в этом.
дарий» («Книга камней»),
написанной в 1280 г. Все, что зеленого есть, изумруд превосходит красою;
Переведена на русский Видов двенадцать его, говорят, существует на свете.
язык в XX в. академиком Скифские есть изумруды, Бактрийские, Нильские также,
РАН С.С. Аверинцевым и Есть и такие, что в рудах обычно рождаются медных, –
латинистом Ю.Ф. Шуль- Пятнами их отмечает плохая природа металла;
цем. Перу Марбода также Есть Халкедонские, – прочих мне право же лень перечислить. <...>
принадлежали жития Лучшая форма у тех, что имеют ровное тело:
святых в стихах и прозе. Камень удобен такой, говорят, испытателям таинств,
Если провидеть хотят и давать по воде предсказанья.
Множит сей камень богатства, нажитые благочестиво,
В случаях всех наделяя слова убеждающей силой:
Словно само красноречье находится в камне подобном.
Если подвешен на шею, – смирит лихорадки свирепость,
Способом тем же лечить и падучей страдающих может,
Лечит лекарством зеленым поникшие в дряхлости узы
И, полагают, что он отвращает неистовство бури.
И сладострастия он, говорят, умеряет порывы.
Зелени большей он может достичь и красы совершенной,
Если вином орошен и намазан зеленой оливкой13.
Марбод Реннский. Лапидарий
На Лаодикийском соборе в 355 г. н. э. в 34-м каноне было
установлено, что священники и их слуги не должны быть ни
математиками, ни волшебниками, ни астрологами. Они не
должны делать то, «что зовется амулетами», так как последние
являются оковами души и носящий их отлучается от церкви.
Однако традицию не удалось искоренить до конца: она нашла
свое выражение в использовании символов, ассоциирующихся
с христианской верой, таких как реликвии святых, медальоны,
благословленные священником, и пр.
В отношении камней присутствовала, в понимании средне-
векового человека, как белая, так и черная магия, связанная с
обращением к добрым и злым духам. Рассказывают, что в Нюр-
нберге, в 1530 г. сам дьявол показал священнику в кристалле
видение спрятанного клада. Поверив ему, священник отпра-
вился в указанное место, где нашел пещеру, в глубине которой
увидел сундук и черную собаку, лежащую рядом с ним. Он с не-
13 Марбод Реннский. Лапидарий // Валафрид Страбон. Садик. Вандальберт
Прюмский. О названиях, знаках зодиака, культурах и климатических свой-
ствах двенадцати месяцев. Марбод Реннский. Лапидарий. – М. : Наука, 2000. –
С. 39.
24