Page 25 - История жизни, любви и войны
P. 25

Страница из «Лапидария»    «Glück auf», или Цивилизация горняков
Марбода Реннского. 1539 г.
Марбод Реннский             ным. Марбод пишет, что к сверхъестественной силе этого кам-
(1035–1123) – француз-      ня, можно добавить множество других свойств: если кто-то же-
ский поэт, епископ Ренн-    лал усилить свою память или развить красноречие, обладание
ский. Автор поэмы «Лапи-    красивым изумрудом обязательно поможет в этом.
дарий» («Книга камней»),
написанной в 1280 г.            Все, что зеленого есть, изумруд превосходит красою;
Переведена на русский           Видов двенадцать его, говорят, существует на свете.
язык в XX в. академиком         Скифские есть изумруды, Бактрийские, Нильские также,
РАН С.С. Аверинцевым и          Есть и такие, что в рудах обычно рождаются медных, –
латинистом Ю.Ф. Шуль-           Пятнами их отмечает плохая природа металла;
цем. Перу Марбода также         Есть Халкедонские, – прочих мне право же лень перечислить. <...>
принадлежали жития              Лучшая форма у тех, что имеют ровное тело:
святых в стихах и прозе.        Камень удобен такой, говорят, испытателям таинств,
                                Если провидеть хотят и давать по воде предсказанья.
                                Множит сей камень богатства, нажитые благочестиво,
                                В случаях всех наделяя слова убеждающей силой:
                                Словно само красноречье находится в камне подобном.
                                Если подвешен на шею, – смирит лихорадки свирепость,
                                Способом тем же лечить и падучей страдающих может,
                                Лечит лекарством зеленым поникшие в дряхлости узы
                                И, полагают, что он отвращает неистовство бури.
                                И сладострастия он, говорят, умеряет порывы.
                                Зелени большей он может достичь и красы совершенной,
                                Если вином орошен и намазан зеленой оливкой13.

                                                                                Марбод Реннский. Лапидарий

                               На Лаодикийском соборе в 355 г. н. э. в 34-м каноне было
                            установлено, что священники и их слуги не должны быть ни
                            математиками, ни волшебниками, ни астрологами. Они не
                            должны делать то, «что зовется амулетами», так как последние
                            являются оковами души и носящий их отлучается от церкви.
                            Однако традицию не удалось искоренить до конца: она нашла
                            свое выражение в использовании символов, ассоциирующихся
                            с христианской верой, таких как реликвии святых, медальоны,
                            благословленные священником, и пр.

                               В отношении камней присутствовала, в понимании средне-
                            векового человека, как белая, так и черная магия, связанная с
                            обращением к добрым и злым духам. Рассказывают, что в Нюр-
                            нберге, в 1530 г. сам дьявол показал священнику в кристалле
                            видение спрятанного клада. Поверив ему, священник отпра-
                            вился в указанное место, где нашел пещеру, в глубине которой
                            увидел сундук и черную собаку, лежащую рядом с ним. Он с не-

                            13 Марбод Реннский. Лапидарий // Валафрид Страбон. Садик. Вандальберт
                            Прюмский. О названиях, знаках зодиака, культурах и климатических свой-
                            ствах двенадцати месяцев. Марбод Реннский. Лапидарий. – М. : Наука, 2000. –
                            С. 39.

                            24
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30