Page 20 - История жизни, любви и войны
P. 20
Глава 1. Магия камня и металла Альберт Больштедтский,
или Альберт Великий –
На Руси целебные свойства камней описаны в различных средневековый немецкий
лечебниках-вертоградах и словарях-азбуковниках. В XVII в. философ, теолог и ученый.
была популярна «Книга, глаголемая Вертоград Прохладный, С линогравюры T. де Брая.
избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах
ко здравию человекам пристоящих». Ее для царевны Софьи пе- XVI в.
ревел Симеон Полоцкий с польского оригинала. «Прохладный Альберт Больштедт-
Вертоград» довольно долгое время был настольной книгой не ский (1193–1280), или
только знахарей, но и помещиков, занимавшихся домашним Альберт Великий – сред-
лечением. Каждому драгоценному камню приписывалось ка- невековый немецкий фи-
кое-нибудь чудодейственное свойство: яхонты помогали из- лософ, теолог и ученый.
бавиться от плохих снов, бирюза защищала человека, «коль Один из видных предста-
человек с коня спадет ... от расшибения», а топаз «унимает» вителей средневековой
гнев. В начале XVII в. рецепты лечения различных болезней с схоластики, наставник
помощью камней были предписаны к использованию в русской Фомы Аквинского. Он
армии. ввел в европейскую науку
знания из сочинений
А знаете ли вы, что... древнегреческих филосо-
Самоцветами на Руси украшали одеяния монархов и князей, ризы фов и арабских ученых.
церковнослужителей и иконы. Лалы – так в старину
Шапка Казанская – драгоценный царский венец, изготовленный называли драгоценные
для царя Ивана Васильевича сразу после покорения и присоединения камни красного цвета.
Казанского ханства к Московскому государству (1552) и принятия Ива-
ном титула Царя казанского. В книге «Древности российского государ-
ства» есть ее описание: «Шапка Казанская золотая с чернью, городы
прорезные золоты, в ней каменье лалы и бирюзы и зерна гурмиц-
кие».9 Сейчас она хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
***
У знаменитого историка И. Е. Забелина в книге «Домашний быт
русских цариц в XVI и XVII столетиях» описано посещение еписко-
пом Елассонским Арсением в январе 1589 г. Москвы, где ему дове-
лось увидеть царицу Ирину Годунову. Арсений говорит, что на царицу
нельзя было смотреть без удивления – так великолепен и прекрасен
был вообще ее царский наряд. «На голове она имела ослепительного
блеска корону, которая оставлена была искусно из драгоценных ка-
меньев и жемчугами, была разделена на 12 равных башенок по числу
12 апостолов». Это был собственно «венец с городы», т. е. с зубцами.
«В короне находилось множество карбункулов, алмазов, топазов
и круглых жемчугов (гурмыцких); а кругом она была унизана боль-
шими аметистами и сапфирами. Кроме того, с обеих сторон ни-
спадали тройные длинные цепи (рясы), которые были составлены
из столь драгоценных каменьев и покрыты круглыми, столь боль-
шими и блестящими изумрудами, что их достоинство и ценность
были выше всякой оценки. ... Одежда государыни, рукава которой
9 Древности россiйскаго государства. Отдѣленiе II. Древнiй чинъ царскiй,
царскiя утвари и одежды. – М. : Тип. Александра Семена, 1851. – С. 11.
19