Page 68 - Подвижные игры народов Урала
P. 68
Если же по окончании игры ни в ямке, ни в кругу не останется ни
одной льдинки, а вожаку не удастся никого запятнать в течение игры, то
следующую игру он начинает снова.
СВАЙКА
Для игры употребляют большой толстый железный гвоздь, около 15
см длины и весом до полукилограмма с большой гранёной или круглой
головкой. Вместе с этим употребляется толстое железное кольцо с от-
верстием в середине, около вершка в поперечнике.
Кольцо кладется плашмя.
Игроки становятся в кружок и устанавливают между собою очередь
для игры следующим образом: они поочередно бросают свайкой в коль-
цо, стараясь, чтобы она воткнулась острым концом. Тот, кому это уда-
лось, отходит в сторону и ожидает саму игру.
Первый попавший в кольцо называется маткою, все остальные –
детками или сынками. Если между игроками окажется несколько не по-
павших в кольцо, то они кидают своей свайкой в кольцо до тех пор, пока
не попавшим останется один, на которого и возлагается обязанность
подавать всем игрокам свайку в процессе игры.
Вторая половина игры называется сажанием редьки и состоит в сле-
дующем: подавальщик передает свайку последнему попавшему в коль-
цо. Игрок берёт свайку за головку и бросает её в землю около кольца
так, чтобы свайка засела в землю как можно глубже, – это и есть сажание
редьки. Подавальщик вынимает свайку из земли и снова подаёт её бро-
сающему, который опять бросает её таким же образом. Подавальщик
вынимает свайку вторично и подает её бросающему в третий раз, при-
чём последний уже не редьку садит, а старается попасть в кольцо. Если
попадёт, то подавальщик снова таким же образом до трёх раз подает
свайку тому же бросающему и т. д. После всех свайка подается матке,
которая также два раза садит редьку, а третий попадает в кольцо, и если
попадёт, то прежний подавальщик должен подавать снова всем игрокам
свайку; если нет, то игра начинается заново.
В СВАЮ
Игра соединена с прятками. Сваю всаживают в землю, и каждый уда-
ряет по ней дубинкой один раз. Потом все бегут и прячутся, а водящий
должен расшатать и выдернуть сваю. Выдернув, он бежит искать спря-
тавшихся. Найдя кого-нибудь, он возвращается на место, втыкает сваю
в дыру и кричит: «Засалю». В этом случае водящим становится игрок,
67