Page 83 - Справочник активиста -юнармейца
P. 83

здана английским священником А. Беллом и учителем Дж. Лан-
кастером).

   Впервые Белл-Ланкастерская система была использована в ко-
лониальной школе в индийском городе Мадрасе, где обучались
дети английских солдат, рожденных индианками, отвергнутые
индийскими общинами. Именно тогда и был введен способ вза-
имообучения. Взрослые учителя проводили урок для нескольких
наиболее заинтересованных детей. Позже этим детям выдавали
инструкции, как такие же занятия проводить с другими учениками.
За каждым из учеников закреплялась определенная группа детей,
которых нужно было обучить. А те, в свою очередь, должны были
провести такой же урок с уже другими учениками.

   Данная система дала очень высокие результаты: не только на-
ладилась дисциплина, но и все учащиеся эффективно освоили
необходимые знания, умения и навыки. В 1797 году Белл опубли-
ковал доклад об этом, который произвел на его коллегу Дж. Лан-
кастера сильнейшее впечатление. Последний вскоре ввел данную
систему в целом ряде школ в Англии, а позже она была распро-
странена по всей Европе.

   Благодаря данной системе задачи обучения и воспитания ре-
шаются более эффективно; удовлетворяется потребность учащих-
ся в общении и совместной деятельности не только с педагогами,
но и со сверстниками; монополия взрослых в учебной сфере ока-
зывается не нужна. Использование системы взаимного обучения
при работе в разновозрастных группах способствует росту инди-
видуального внимания и эмоциональной поддержки каждого
ребенка; росту мотивации к освоению новых знаний; успешному
развитию коммуникативных навыков.

   Не надо думать, что взаимообучение происходит только при ос-
воении школьных предметов. Оно гораздо шире и может рассма-
триваться как положительный опыт социального взаимодействия,
в основе которого лежит умение выстраивать доверительные от-
ношения с другими людьми. Условием продуктивного взаимодей-
ствия можно назвать эффективную коммуникацию.

   Задача эффективной коммуникации – наиболее полно пред-
ставить и понять взгляды, точки зрения и мнения окружающих и,
тем самым, добиться взаимопонимания и взаимоуважения. Навы-

                                         81
   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88