Page 288 - Советский миф в судьбе Урала
P. 288
для внедрения в массовое сознание «уральского мифа» и само
стало его заложником.
Искусство сегодняшнего дня старательно обходит все,
что так или иначе может касаться «уральской темы». Новым для
Урала становится стремление художников обрести себя в кон-
тексте не локальной, а именно мировой культуры, пробудив-
шийся вкус к метафизическим вопросам, подчеркнутая индиви-
дуализированность творчества. Но специфика момента заклю-
чаются в том, что отдельные яркие явления в культуре края не
складываются в общую картину художественной жизни, тем
самым не выводят ее на новый качественный уровень.
Вырастая из прежней почвы, ростки современного
уральского искусства не признаются до конца «своими». Сохра-
няется ощущение, словно их семена занесены «со стороны». Ис-
кусство на Урале сегодня вынуждено бороться прежде всего за
утверждение собственной значимости, самоценности его эсте-
тической природы. Уклоняясь от прямого выяснения отношений
с традицией прежнего «уральского искусства», сегодняшние
живописцы, писатели, режиссеры (если рассмотреть их усилия в
совокупности) неосознанно ищут на практике то, что можно бу-
дет противопоставить «уральскому мифу». Однако, художники
сегодня не владеют инициативой в решении главного вопроса,
стоящего перед регионом и скорее всего даже не готовы при-
знать его наличие, как-то сформулировать его.
Между тем, вся история Урала приводит к мысли, что
специфический «уральский вопрос» действительно существует,
ищет возможности выразить себя. Одной из проявившихся в
истории очевидных его граней является отношение человека к
богатством уральских недр и к своей «второй природе» – про-
мышленному комплексу. Зачем эти богатства? кому они дают-
ся? что требуют? почему так явно и откровенно демонстрируют
свою несовместимость с потребностями отдельно взятого чело-
века? Так или иначе, все это относится скорее к смыслам бытия,
его Тайне. …Как видно, «служить опорой» какой-то «державе»
(что от другого региона потребовало бы всех сил) - слишком
простой ответ на это.
Советский миф, являясь усеченной, фрагментированной,
искаженной формой самовосприятия края, служил непреодоли-
287