Page 245 - Очерки истории культуры Урала
P. 245
луй», «Мишура», «Античная танцовщица», «Старый кот» («Про-
давец масок»), отличающиеся живостью и непринужденностью.
Произведения П.А. Сведомского были удостоены Серебряной
медали Императорской Академии художеств, Золотой медали на
Всемирной выставке в Париже. Его работы хранятся в Русском
музее, Пермской картинной галерее. Братья Сведомские расписы-
вали Владимирский собор в Киеве.
Выпускник Академии художеств Африкан Исидорович Шанин
(1839–1911) преподавал в Пермской гимназии, а в 1888 г. открыл в
Перми первую частную школу рисования. Среди его учеников –
ставшие профессиональными художниками А.Н. Зеленин,
А.В. Каплун, И.И. Туранский.
А.И. Шанин писал пейзажи Камы и Чусовой, портреты близких
ему людей, иллюстрировал книги. В частности, он автор иллюст-
раций к книгам А.А. Дмитриева «Ссылка боярина Михаила Рома-
нова в Чердынский край в 1601 году» и «Ныробские древности».
Работы А.И. Шанина хранятся в Пермской картинной галерее.
Одной из значительных фигур в художественной жизни края
является Николай Михайлович Плюснин (1848–1920), живописец,
закончивший Академию художеств и долгое время преподававший
в различных учебных заведениях Златоуста и Екатеринбурга. О
работе Плюснина «Давид играет перед Саулом» писали как о ти-
пичном произведении академического искусства 70-х гг. XIX в.
Плюснин известен своими жанровыми картинами, пейзажа-
ми, портретами, эскизами кустарных изделий, некоторые из них
в настоящее время хранятся в Екатеринбургском музее изобра-
зительных искусств. У него брали уроки живописи такие из-
вестные впоследствии художники, как А.К. Денисов-Уральский,
Л.В. Туржанский.
Алексей Кузьмич Денисов (Уральский) родился в 1863 г. (по
другим источникам – 1864) в Екатеринбурге. Его отец 20 лет про-
работал в шахте Березовского завода и приобрел известность как
знаток уральских самоцветов и как художник-самоучка, мастер по
изготовлению так называемых горок (своеобразных коллекций
уральских камней) и наборных картин.
В творчестве А.К. Денисова-Уральского важное место занима-
ют камнерезные изделия. Известны иконы, созданные художником
в сложной комбинированной технике, сочетающей акварель, лако-
вую роспись и насыпную картину с использованием цветных и по-
244