Page 224 - Очерки истории культуры Урала
P. 224

«мотив греческой буквы "омега" в форме окон», и детали интерье-
ра (светильники, дверные ручки и пр.)109.

                                                                    Пермь.
                                                                    Особняк
                                                                    С. Грибушина.
                                                                    Архитектор
                                                                    А.Б. Турчевич

    Нашел свое выражение стиль модерн и в архитектуре общест-
венных зданий, преимущественно в качестве фасадного декора,
обычно орнамента, например, в оформлении здания второй жен-
ской гимназии в Екатеринбурге или Николаевского реального
училища в Сарапуле. В здании Кирилло-Мефодиевского училища
в Перми обнаруживаются архитектурные особенности националь-
но-романтической ветви русского модерна. Крупные пластичные
детали, характерные для данного стиля, особенно заметны в архи-
тектуре новых типов зданий – пассажей и торговых домов (дом
Якушевых и универсальный магазин Валеева в Челябинске).

    В заключение подчеркнем, что в 1900–1910-е гг. в архитектуре
Урала активно используются формы модерна, однако они носят
поверхностный характер, выразившийся преимущественно в ис-
пользовании элементов декора, а не в изменении пространственно-
планировочной структуры.

109 Старцева О.В. Стиль модерн и архитектура Перми начала ХХ в. // В поис-
ках истины. Интеллигенция провинции в эпоху общественных потрясений:
Материалы науч.-практ. конф. – Пермь, 1999. – С. 45.

                                                223
   219   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229