Page 220 - Очерки истории культуры Урала
P. 220

Усадьба Расторгуева–Харитонова хорошо обозрима как со
стороны реки, так и из многих точек города. Основные постройки
усадьбы занимают угловое положение на пересечении площади и
улицы и образуют две «одинаковые по развитию, но разные по
композиции архитектурные панорамы». С вершины холма от-
крывается живописный вид на город, реку и пруд.

    Д. Мамин-Сибиряк в романе «Приваловские миллионы» почти
со скрупулезной точностью описал усадьбу: «Он (дом) занимал
собой вершину горы и представлялся издали чем-то вроде старин-
ного кремля. Несколько громадных белых зданий с колоннами,
бельведерами, балконами и какими-то странной формы куполами
выходили главным фасадом на небольшую площадь, а великолеп-
ными воротами в форме триумфальной арки, на Нагорную улицу.
Непосредственно за главным зданием, спускаясь по Нагорной
улице, тянулся целый ряд каменных построек, также украшенных
колоннами, лепными карнизами и арабесками. Сквозные железные
ворота открывали вид на широкий двор, со всех сторон окружен-
ный каменными службами, конюшнями, великолепной оранжере-
ей. Это был целый замок в помещичьем вкусе: позади зеленел ста-
ринный сад, занимающий своими аллеями весь спуск с горы».

    ...Спустя десятилетия, архитектура усадебных построек на Ура-
ле претерпит значительные изменения, во многом связанные, с од-
ной стороны, с соединением в усадьбе жилых и производственных
функций. С другой – с переходным характером архитектуры, выра-
зившемся в смене стиля: на смену классически ярким образцам
приходят здания, эклектически соединяющие в своем облике дета-
ли разных стилей. Наиболее близким классическому образцу ста-
новится дом с мезонином (примерами могут служить усадьба Бере-
зиных в Кургане или усадьба Н. Вагина в Шадринске).

    Классицизм в храмовой архитектуре
    Гармоническая цельность, четкость плана и архитектурных
форм, характерная для стиля классицизм, нашла свое выражение и
в культовой архитектуре. Это и Спасо-Преображенский собор в
Невьянске, построенный в 20–30-е гг. XIX в., строгий и величест-
венный, с шестиколонными портиками со всех сторон, это и хра-
мы Нижнего Тагила, и многие из храмов Екатеринбурга. Особое
место среди культовых зданий, построенных в стиле классицизма,
занимает ансамбль Ново-Тихвинского женского монастыря (архи-
тектор М. Малахов).

                                                219
   215   216   217   218   219   220   221   222   223   224   225