Page 227 - Очерки истории культуры Урала
P. 227

Трудно представить, что происходившее сближение Урала с
Центральной Россией могло пройти легко, без противоречий.
Данный процесс неизбежно должен был натолкнуться на сопро-
тивление привычного стереотипа в сознании российского обыва-
теля: малознакомый промышленный край с суровой природой,
географически удаленный от столиц по определению должен был
представляться глубокой провинцией, глухим углом Российской
Империи.

    Подобные умонастроения нашли свое отражение в среде либе-
ральных экономистов и публицистов, отвергавших все, что не впи-
сывалось в их стратегию капиталистического развития России (это
касалось, в частности, представления о том, что крупная промыш-
ленность полностью вытеснит промышленность кустарную).
«XVIII век кончился для Урала», – так резюмировал сложившуюся
ситуацию один из участников обсуждений тех лет.

    Ответом на подобные настроения стало духовное напряжение
всех тех сил, которым была небезразлична судьба Урала. Отмече-
но, что это было время роста общественной инициативы.

    Характер происходящих изменений можно проследить на при-
мере г. Екатеринбурга. В 90-е гг. XIX в. в городе возникают все-
возможные общественные организации, растет число библиотек,
типографий, действуют Общество любителей изящных искусств,
Общество попечения о начальном народном образовании, отделе-
ние Императорского русского музыкального общества, открыт
концертный зал; организуется курс публичных лекций по естест-
венным наукам при Уральском Обществе любителей естествозна-
ния, ведутся народные чтения в зале Гранильной фабрики и в зале
Народного дома.

    К началу ХХ в. активно развивается образование. Необходи-
мость в образованных людях во многом была обусловлена потреб-
ностями уральской промышленности. Еще в 20-е гг. XVIII в. В.
Татищевым была разработана программа развития школьного де-
ла. На Урале впервые в России были созданы горные школы. С тех
времен бытовала фраза, что уральский завод начинался с церкви,
школы и госпиталя. «Горный устав» требовал, чтобы обучение
проходили все дети мастеровых.

    К середине XIX в. в Пермской губернии были: 1 гимназия, 9
уездных училищ, 12 приходских школ.

                                                226
   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232