Page 16 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 16

рявшей свой статус в результате разделов XVIII в., исчезнувшей с карты мира
после пакта Молотова – Риббентропа, «советизированной» после Второй миро-
вой войны и т.д. Можно привести данные социологического опроса 1990-х гг.17,
когда 24% респондентов старше 60 лет, то есть переживших Великую Отечест-
венную войну, соглашались с утверждением, что немцы – исконные враги рус-
ских.

        Помимо политических мифов существуют бытовые мифы (все русские –
пьяницы и простофили, все грузины – хвастуны и развратники, все евреи – бога-
тые и жадные, эстонцы – тугодумы, чукчи – умственно недалекие и т.д.), кото-
рые тиражируются на уровне фольклора, исторической и псевдоисторической
литературы, беллетристики, публицистики.

        Националистический экстремизм переживает подъем в так называемые
переходные политические периоды, когда старые институты власти уже не мо-
гут обеспечивать социальную стабильность, а новые еще не созданы. Это осо-
бенно характерно для перехода от тоталитаризма к демократии в многонацио-
нальных государствах. Ликвидация репрессивного аппарата позволяет открыто
заявить о существовании проблем в межнациональных отношениях, которые
загонялись внутрь в условиях автократического режима. Однако национальные
элиты, действуя в соответствии с политическими традициями и образцами пове-
дения тоталитаризма, пытаются защитить свои интересы с помощью насилия.
Ослабление государства, правовой беспредел, кризис ценностно-нормативной
системы приводят к тому, что кровавые межнациональные конфликты в некото-
рых государствах часто носят неконтролируемый характер.

        Этнический экстремизм является разновидностью националистического
экстремизма. Цели, которые ставят перед собой вовлеченные в этнический кон-
фликт стороны, могут быть разными: социально-экономические, при которых
выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав граждан до равно-
го экономического положения); культурно-языковые и конфессиональные, при
которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или воз-
рождения функций языка, культуры, религии, этнической общности; политиче-
ские, если участвующие в конфликте этнические меньшинства добиваются сво-
их политических прав (от автономии местных органов до полномасштабного
конфедерализма); территориальные – если в их основе лежат требования изме-
нения границ, присоединения к другому («родственному» с культурно-
исторической точки зрения) государству или создания нового независимого го-
сударства.18

        Крайние формы национализма проявляются в погромах, мятежах, гено-
циде, развязывании мировых войн. В основе национализма, как правило, лежат
представления об исключительности определенной нации (например, герман-
ский национал-социализм, сионизм) или об ущербности какой-то нации (анти-
семитизм). В отдельных случаях национализм оказывается реакцией на подав-

17 Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. – СПб.: Речъ, 2003. – С. 302.
18 Там же. С. 294–295.

                                                   15
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21