Page 157 - 25 лет кадетскому образованию
P. 157
духовных основ человеческого существования; искусство и литература –
в участии в художественно-творческих практиках; природа – в участии в
экологических проектах; человечество – в признании многообразия мира и
готовности к сотрудничеству с самыми разными людьми, вне зависимости
от их национально-культурной, религиозной или политической принадлеж-
ности.
Устойчивая система ценностей лежит в основании воинского воспита-
ния. Воинское воспитание направлено на формирование честного и муже-
ственного характера и таких личных качеств, которые позволят исполнить
свое предназначение. Для подлинного воина это ответственность – го-
товность отвечать за поступки и действия, а также их последствия; тре-
бовательность – строгая обязанность следовать воинскому долгу; ор-
ганизованность – умение сконцентрироваться на поставленной задаче;
настойчивость – решительность и упорство в достижении цели; принципи-
альность – безусловное следование своим убеждениям; самостоятельность
и инициативность – способность к независимым действиям, суждениям и
готовность их осуществлять; уравновешенность – умение сохранять при-
сутствие духа, выдержку и спокойствие в любой ситуации; находчивость –
умение быстро находить выход из затруднительного положения; решитель-
ность – способность самостоятельно принимать ответственные решения и
неуклонно следовать им; смелость – неподверженность страху, готовность
и способность эффективно действовать в опасной ситуации, выполнять за-
дачи, даже связанные с риском для жизни.
Не потеряли актуальности слова, сказанные еще в начале ХХ века: «Еди-
ная, вполне определенная и твердая программа патриотического воспита-
ния школьной молодежи поможет нам разумно, свято и в полной мере выпол-
нить наш долг и спокойно взглянуть в глаза будущему» [20]. Разработанные
в дореволюционной России программы воспитания в кадетских корпусах
были направлены на решение важнейшей государственной задачи: не допу-
стить, чтобы государство посылало «в ряды армии в качестве ответствен-
ных начальников невежественных офицеров; офицеров, лишенных специ-
альных качеств ума, сердца и характера, необходимых им для выполнения
сложных функций их современного ответственного положения». [21]
Наследуя традиции дореволюционных кадетских корпусов, современные
педагоги стремятся не только в учебной или внеклассной работе воспиты-
вать молодых людей на идеях общественного служения, но и использовать
для этого ритуально-символические практики – устоявшиеся формы соци-
ального существования, выработанные в воинской культуре. Ритуалы рас-
сматриваются как форма существования традиций, в них в концентриро-
ванной форме отражаются ценности и смыслы, объединяющие сообщества.
Участие в ритуалах – это возможность освоить образы и образцы, сложив-
шиеся в культуре. Если ранее ритуальные практики были наполнены сим-
волическим значением, то со временем, когда заложенные в них смыслы и
коды утрачиваются, они становятся декоративными, служащими скорее для
украшения тех или иных мероприятий. В то же время для молодых людей
участие в ритуализированных практиках отвечает потребности приобще-
ния к историческим традициям. Поэтому особое значение для воспитания
кадет приобретает освоение символически-смыслового содержания воин-
ских ритуалов.
155