Page 108 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 108

ния делать необходимые выкладки-расчеты») и знанием основ
воинской службы (военный строй и военный артикул) дети об-
учались ремеслам: «всему полезному для войск» – портняжному,
сапожному, башмачному, седельному, ложечному, каретному, то-
карному и малярному делу, а также по способности – игре на ду-
ховых инструментах и барабанному бою.

   Девочек военному делу и математике не обучали. Зато особое
внимание уделялось рукоделию.

   По достижении 18-летнего возраста солдатские дети направ-
лялись в полки, где служили их отцы или родственники. Всех
новичков распределяли по ротам и взводам, приставляли к ним
дядек из числа воспитателей и старших воспитанников для об-
учения военным наукам. Для учащихся военно-сиротских отде-
лений была установлена единая форма одежды по типу солдат-
ской: черные мундиры с медными пуговицами в 1 ряд и черные
брюки навыпуск с красными выпушками в виде лампасов. На ши-
нели и мундиры из солдатского сукна пришивались погоны.

   Занятия в военно-сиротском отделении начинались с середи-
ны августа и продолжались до начала мая. Обучение проводилось
в особых помещениях, где стояли длинные парты, за которыми
размещалось 6-8 воспитанников. До обеда занимались чтением,
письмом, арифметикой.

   Учителя-офицеры строго наказывали воспитанников за ка-
ждое ослушание: за плохо выученный урок, за неправильно
написанную букву или слово, за грязную тетрадь, за проявлен-
ную недисциплинированность. Все нарушения записывались в
«штрафной журнал». Каждую субботу подсчитывалось количе-
ство розог, затем следовало наказание – «неизбежная принад-
лежность учения». После окончания учебы выпускники распре-
делялись по воинским частям и училищам: лучшие – полковыми
писарями, остальные – унтер-офицерами и рядовыми солдатами.

   «Военно-сиротские отделения» просуществовали около пяти-
десяти лет и были упразднены в середине XIX в. в связи с ликви-
дацией крепостей, линейных батальонов и развитием сети ста-
ничных казачьих школ.

   В начала XIX в. вопрос о грамотности оренбургских казаков
привлекает внимание Генерального штаба. В разосланном им
106
   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113