Page 107 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 107
Вопросы и задания:
1. Расскажите, как воспитывали девочку в казачьей семье.
2. Как вы понимаете смысл поговорки «Были бы казач́ ки – ка-
заки будут»?
3. Опираясь на материалы учебного пособия «Оренбургское
казачье войско: культура и быт» (Екатеринбург, 2013), подго-
товьте сообщения о воинских подвигах казач́ ек.
КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В середине XVIII в. среди казаков Исетской линии грамотных
практически не было. Умели писать и читать лишь немногие каза-
ки, переведенные в Оренбуржье из Самары и Уфы.
В Оренбургском казачьем войске по инициативе войскового
атамана В. И. Могутова в конце XVIII в. были открыты первые
школы: в Оренбурге для подготовки писарей из казачьих сыновей
и при церкви в крепости Бакалинской для нагайбаков «с целью
утверждения их в православной вере». Как отмечают историки,
каких-либо достоверных источников об этих школах не сохрани-
лось. Впоследствии были созданы гарнизонные школы, в которые
зачислялись дети унтер-офицеров, штатных и отставных солдат
с семилетнего возраста. В «Исторической записке об Оренбург-
ском казачьем войске», подготовленной П. И. Авдеевым (1904),
говорилось, что казаков должны были обучать «всему строевому
и до воинской службы и ее порядка надлежащему: грамоте, ариф-
метике, барабанщичьей науке, игре на флейте, разделяя на это
часы по пристойности». По субботним дням им предписывалось
читать Высочайший устав и Военный артикул, а особое внимание
уделялось требованиям повиновению начальству. Учителями на-
значались утвержденные комендантами гарнизонов обер-офице-
ры, унтер-офицеры, рядовые солдаты, вольнонаемные лица. Вос-
питанники этих учебных заведений направлялись в крепости для
службы «в солдаты».
Уже к началу XIX в. эти школы были преобразованы в «военно-
сиротские отделения» – учебные заведения, в которых наряду с
общеобразовательными предметами (Закон Божий, «российское
чтение и письмо», арифметика в пределах, требуемых для «уме-
105