Page 186 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 186
Глава 4. Народные промыслы горных регионов России и Европы
изделие – серебряное блюдо, украшенное пейзажем со скалами,
различными животными и женщиной, которая держит в руках
вазу с цветами. Не менее знаменит и его ларец, украшенный
фигурками животных и людей. Его до сих пор можно увидеть в
музее «Зеленые своды» в Дрездене.
Венцель Ямницер также создал особый тип Нюрнбергских
сосудов, крышки которых украшали литыми фигурками рим-
ских воинов и символическими изображениями человеческих
добродетелей. В Оружейной палате в Московском Кремле есть
небольшой стаканчик, венец которого украшает затейливый
орнамент. Это изделие тоже создано Ямницером. А позже всей
Европе стали известны изделия внука Венцеля Ямницера –
Кристофа, который в 1595 г. для подарка королю Дании Кри-
стиану IV создал золоченый кубок в виде орла, украшенный
орнаментом, имитирующим оперение.
Будущие златокузнецы длительное время учились не только
рисованию, но и различным техническим премудростям, свя-
занным с художественной обработкой золота и серебра. Обу-
чение начиналось в возрасте 10–12 лет, а через 5–7 лет нужно
был сдать экзамен, чтобы получить документ об окончании
ученичества и перейти в следующий статус – подмастерья. Под-
мастерье учился 3–5 лет и завершал обучение «странствиями»
по другим городам своей страны или за рубеж. Подмастерья
во время этого путешествия работали в мастерских самых из-
вестных златокузнецов. Они старались попасть в самые знаме-
нитые в то время центры этого промысла: Нюрнберг, Аугсбург
или Прагу. И после этого подмастерье должен был создать 2–3
свои собственные работы, чтобы заслужить звание мастера.
Известно, что в Нюрнберге главным таким испытанием было
создание кубка. В частности, такой экзамен сдавали в Нюр-
нберге в школе златокузнецов, которой руководил сам Венцель
Ямницер в 1534–1585 гг.48
Как известно, горные города имели право чеканить соб-
ственную монету. На многих монетах изображали символы,
связанные с горным делом: горняцкие инструменты, шахты,
виды рудников.
В городе Фрайберге, столице Рудных гор, на монетах было
выгравировано слово Frei, что переводится как «свободный».
ной палате Московского Кремля : «У русского царя в чертогах...»// Наше на-
следие. 2006. № 79-80. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7903.php
48 Маркова Г. Искусство немецких серебряников XVI–XVII веков в Оружей-
ной палате Московского Кремля : «У русского царя в чертогах...»// Наше на-
следие. 2006. № 79-80. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7903.php
185