Page 150 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 150

Глава 4. Народные промыслы горных регионов России и Европы

Академии художеств и стал инициатором внедрения флорен-
тийской и объемной мозаик, для которых использовались ку-
сочки цветных камней. Одним из таких изделий стало ягодное
пресс-папье, которое император Александр II преподнес импе-
раторской семье Австрии во время Всемирной выставки в Вене.
Более того – в Лувре хранится пресс-папье с виноградной ки-
стью, которое привезла из России французская актриса Рашель.

   После реформ в России 1860-х гг. Екатеринбургская гра-
нильная фабрика переживала не лучшие времена: возросла
стоимость производства, упала его рентабельность. В это время
Министерство Двора даже рассматривало вопрос об ее закры-
тии. В 1860-е гг. на Урале появляются частные камнерезные ма-
стерские, крупнейшей из которых была мастерская И. С. Сте-
бакова. Работы его мастеров завоевали награды на выставках
в Петербурге, в 1861 г., в Лондоне, в 1862 г., Париже, в 1867 г. и
в Вене в 1873 г. И. С. Стебаков изготавливал печати-бюсты из-
вестных людей. Они делались из горного хрусталя и дымчатого
кварца и декорировались резьбой, полировкой и матировани-
ем. Многие из них украшали письменные столы европейских
монархов.

   В 1868 г. мастер Екатеринбургской гранильной фабрики
И.  С. Сумин, сопровождавший ее изделия в Петербург, подал
там прошение и занял придворную вакансию «каменных дел
мастера». Позже он создал свое производство, а к началу XX в.
магазин его сына, Авенира Ивановича, стал главным постав-
щиком каменных произведений для императорского двора. Он
конкурировал с самим Карлом Фаберже!

   А в 1873  г. к Венской всемирной выставке мастера Екате-
ринбургской гранильной фабрики изготовили чашу в форме
эллипса из родонита.

   Наступает 1885 г. Управляющим Екатеринбургской граниль-
ной фабрикой назначают В. В. Мостовенко. Он начинает актив-
ную модернизацию фабрики. По его инициативе воловьи хво-
сты, которые раньше использовались для обработки камней,
заменил на кисти, на фабрике появился локомобиль, устрой-
ство, которое доставляло материалы на фабрику вне зависи-
мости от уровня городского пруда. Мостовенко также внедрил
технологию матирования изделий из камня с помощью паров
кислоты. В это же время камнерезы Екатеринбургской граниль-
ной фабрики изготавливали клиросные киоты и сень из родо-
нита, яшмы и офита для храма Спаса-на-Крови в Петербурге.

   Развиваясь, гранильный промысел создал множество от-
раслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными

                                                                      149
   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155