Page 146 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 146
Глава 3. Старые горные сказки о таинственных обитателях земных недр
А еще башкирские горняки вспоминали о Белой Змее – ца-
рице всех змей. Если повстречается она горняку, и тот успе-
ет постелить на ее пути белый платок, она укажет на золотую
жилу.
Горные духи-животные встречаются и в чешских преданиях,
и в тирольских.
Проходчик
Один горнорабочий очень долго работал в шахте, безуспешно стараясь найти благо-
родные металлы. Семья у него была настолько бедна, что жене пришлось отправиться
к торговцу в Прагу, чтобы продать последние свои вещи.
И вот однажды горняк спустился в шахту, как вдруг неожиданно из стены шахты
выскочила большая крыса. Она попыталась утащить у горняка шахтерскую лампу. Гор-
няк разозлился и закричал на нее:
– Ты что, хочешь утащить у меня последнее?
И со злости бросил в крысу свое кайло. Оно неожиданно проломило стену в шахте и
улетело куда-то очень далеко. Горняк отправился за ним – негоже мастеру остаться без
инструмента. Да так и обмер. Рядом с обломками горной породы лежало самое насто-
ящее золото! С тех пор горняк уже не знал нужды. А странная крыса куда-то исчезла...
Змей
А в Тироле рассказывали, что в одном пруду, теперь уж никто не знает, в каком, жил
огромный зеленый змей, который держал в своей пасти золотые ключи. И тот человек,
который отважился бы взять их у этого огромного змея, нашел бы самое богатое место-
рождение золота. Вот только смельчаков так и не нашлось.
В фольклоре горняков присутствовали самые разные герои:
лешие, домовые, духи природных стихий, духи леса. Мы не ста-
ли о них упоминать, так как это характерно для всех народов.
В то время как Горный дух или Горная матка, Полоз или бык-хо-
зяин шахты не имеют параллелей в этнокультурных традициях.
Это дополнительно свидетельствует об уникальности духовной
культуры горняков и рассматривается как значимая черта гор-
няцкой цивилизации.
145