Page 303 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 303
Приложение 7
Наиболее частые затруднения и недостатки,
присущие молодым учителям (по В. А. Кан Калику)4
Затруднения:
1) при составлении конспектов;
2) при составлении различных планов;
3) при адаптации к атмосфере педагогической деятельности;
4) при организации взаимоотношений с коллегами;
5) при первом знакомстве с классом;
6) при изучении класса (незнание методов, неумение их использовать);
7) при организации контакта с классом;
8) при выборе верного тона и стиля взаимоотношений с учащимися;
9) при налаживании контакта с трудными учащимися;
10) при составлении характеристик на отдельных учащихся и на класс в целом;
11) при управлении собой в разных ситуациях;
12) при ведении индивидуальной и коллективной воспитательной ра-боты с
детьми;
13) при организации взаимоотношений с родителями;
14) при организационной работе в школе;
15) при ситуации эмоционального напряжения.
Недостатки:
1) неумение правильно отбирать и использовать методы воспитания и обуче-
ния;
2) неумение обращаться к детям в ходе педагогической деятельности;
3) недостаточно развития культура речи;
4) недостаточные профессионально-лексические данные;
5) неорганичность поведения на уроке при общении с детьми;
6) неумение организовать общение в разнообразных ситуациях (урок, воспита-
тельная работа, кружки);
7) неумение оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке, обстоя-
тельствах, растерянность;
8) неумение принимать оперативные решения;
9) неумение адекватно формулировать и решать педагогические задачи;
10) неумение по внешним признакам ориентироваться в психологической ат-
мосфере, настроении отдельных детей;
11) неумение эмоционально настроиться на конкретный урок;
12) неспособность к эмоциональному переключению;
4 Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 543-544.
301