Page 220 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 220

сируя тем самым ту помощь по ленд-лизу, которую получал от США и
Великобритании»530.

       4. В. Ю. Максимов, российский историк: «…Смогла бы наша страна
выстоять без посторонней помощи и даже победить в том страшном испы-
тании, потребовавшем крайнего напряжения всех ее сил, когда само ее
существование было поставлено под угрозу? На этот вопрос необходимо,
без сомнения, ответить утвердительно, и по нескольким причинам. Во-
первых, в любой войне воюют, в основном, не орудия, а люди, и в Вели-
кой Отечественной войне с нашей стороны победили врага именно совет-
ские люди, а не чьи-либо другие. Во-вторых, при всей внушительности
приведенных выше цифр, общие объемы продукции, произведенной оте-
чественной экономикой и полученной из-за рубежа, мало соизмеримы –
это десятки раз. Наконец, в-третьих (и это представляется также очень
важным), надо учитывать временной фактор оказания нам иностранной
помощи.

       Напомню, что получать ее Советский Союз начал лишь 28 октября
1941 г. (и то первоначально в виде займа на 1 млрд. долл.), когда войска
агрессора находились уже под Москвой, а в ней самой даже закончилась
паника первой половины месяца. Поставки из США в период с 22 июня по
конец сентября (т. н. «пре-ленд-лиз») были оплачены СССР золотом. До
конца 1941 г. объем помощи по ленд-лизу составил всего около 100 млн.
долл., т. е. менее 1% от его общего объема»531.

       5. Анастас Микоян, нарком (министр) внешней торговли СССР в
1938–1949 гг.: «Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних
провоевали».

530 Зуев М. Н. Бессмертие подвига. – С. 4.
531 Максимов В. Ю. Вклад государств Содружества объединённых наций в победу СССР в
Великой Отечественной войне // Государство и право в XX веке. – 2014. – № 2. – С. 5–9.

                                              218
   215   216   217   218   219   220   221   222   223   224   225